КОЛОНТАЕВ
На р. Мерле, в 30 верстах от Богодухова и в 100 от Харькова.
Это один из самых древних городов Слободской Украины и известен по актам еще с 1658 г. Одна из описей «гор. Колонтаеву», его черкасам, служивым и мещанам, относятся к 1660 году. И в первое его время он был весьма значителен, так что известен колонтаевский полковник того времени. Крепость его в 1785 г. имела следующий вид: «земляной насыпной вал выштиною в 1 сажень, шириною в заложении 3 саж., вокруг сухой ровь глубиною в 1 Ѕ саж., шириною в 3 сажени. В крепости соборный храм Успения Богоматери». Остатки укреплепия и поныне еще довольно значительны. Площадь укрепления — квадратная, в длину и ширину 70 саженей. Открытый вход с юга. С севера и востока оно защищено еще р. Мерлом, а с юга и запада в соответствие сему природному укреплению проведен другой ряд вала со рвом, в 10 саженях от первого. По валам стояли кошели, набитые землею, в виде амбразур.
Соборный Успенский храм по актам известен с 1700 г. Но в 1713 г. Построен был уже новый Успенский храм. Нынешний деревянный храм построен в 1761 г.
Другой храм в Колонтаевке — храм свят. Николая известен по актам еще с 1687 г. и вероятно основался в одно время с населением Колонтаева.
В одном акте 1699 г. читаем: «я Андрей Иванович поп Михайловский Колонтаевский со всем церковным братством ведомо чиним сею нашею купчею, продали мы отказанный на церковь Божию Архангела Михаила от Давида Пасечка луг с пасекою на р. Мерле пану Феодору Боярскому, оже бы купил он на церковь св. Михаила евангелие ценою в 5 коп. Под актом 1702 г. подписались в виде свидетелей колонтаевские священники «Архангельский поп Андрей Иванович, Николаевской поп Яков Самойловичь, Покровский поп Михаил Фоминичь». Итак в Колонтаеве кроме Успенского и Николаевского храмов был еще храм Архангела Михаила, и при нем было еще братство. Ныне в Колонтаеве нет Архангельского храма. Нет и храма Покровского, который по делу 1717 г. совершенно разорен шведами в 1709 г., так что священнику его Михаилу, посвященному м. Аврамием, велено было служить в Успенской церкви.
В том же деле 1717 г. Колонтаевской Преображенской церкви священник Феодор Жуковский пишеть, что церковь его «с 1709 от разорения шведского пуста и весьма согнилая зостает, того ради, что ныне прихожан нет». Нынешний храм построен в 1761 г. при священнике Иоанне Жуковском. В нем книги: служебник К. п. 1662 г., триодь цветная и октоих М. п. 1742 г., евангелие М. п. 1748 г., часослов К. п. 1751 г. В консисторском архиве сохранились метрики за 1726 г. Колонтаевского Преображенского прихода за подписом священника Феодора и Успенского прихода за подписом священника Михаила.
* На место Феодора посвящен был в 1743 г. сын его Игнатий Жуковский по просьбе прихожан, под которою подписались колонтаевский сотник Василий Боярский и атаман Семен Кубаш. При производствте его во священника ахтырский игумен, по распоряжению архипастыря, осматривал самый храм и донес, что храм в 727 г. перестроен был из старого храма и на другом месте, старанием полкового обозного ахтырского полка Григория Боярского; иконостас «прежнего храма ветхий, риза шелковая одна, эпитрахиль выбойчатая, подризник полотняный; потир и звезда серебрянные, но лжица оловянная; евангелий двое, одно Л. п. бархатом без серебра обложено, среднестарое, другое писанное среднестарое; апостол К. п. новой, служебник М. п. годится, октоих четвертковый ветхий — за нужду годится; община служб за нужду годится; триодь постная и цветная писанныя, ветхия, часослов могилевской печати; требник ветхий». Ставленник показал о себе: «Русского письма чтению и пению обучен он бывым при Успенской Колонтаевской церкви дьячком Григорием; кроме того иных наук и мастерства незнает; книжицу катихизис, букварь и прочия правила ко священству приличныя уметь и иметь долженствует».
Колонтаев занимал важное место в тревожных событиях 1658-1661 г. во время волнений Виговского. В январе 1658 г. Виговский послал Гадячского наместника Тимошу убеждать Пушкаря оставить вражду против него, Виговского. Пушкарь отвечал: «не так ли Виговский хочет помирить меня с собою, как помирил в Гадяче братьев наших, лишив их головы?» и заковав в цепи Тимошу, отослал его к колантаевскому воеводе, которому напоминал и то о Тимоше, что тот разбил на голову Донца Подолок. Виговский отправил свой сербский полк против союзника Пушкарева Барабаша; но ловкий Барабаш 27 января напал под Диканькою на беспечный сербский полк и до того разгромил его, что только немногие спаслись бегством, прочие же легли на месте, оставив для памяти потомству огромную сербскую могилу.
По летописи Велички «казацкий полковник Иван Донец», а по чугуевским бумагам колонтаевский полковник, в начале сентября 1658 г. послан Ромадановским с пехотным Московским полком к Чернухам, городу Любенского полка, чтобы наказать здесь друзей Виговского — разными поборами и Донец счастливо возвратился в Пирятин к грозному князю.
Зиевской воевода писал Чугуевскому: «в нынешнем 169 (1б60) г. посланы были в Ахтырской Змиевские черкасы Ивашко Серой с товарищи для государева дела и в распросе, сказали: как де они приехали в Колонтаев, колонтаевские черкасы сидят все в городе и дожидаются к себе, войною из Опошни, да нояб. 27 пригонялись к Колонтаеву Татары от Полтавы и присылали в Колонтаев из Опошни, чтобы клякались королю, а слушались бы Чигиринского Гетмана, а В. Государю кланялись бы на хлебе, и на соли». Это было после несчастноой Чудновской битвы, когда Юлий с казаками правой стороны Днепра предался на сторону короля.
Отписка в Чугуев из Калантаева: «милостивому государю Абакуму Феодоровичу Григорий Тарбеев д колонтевский полковник Иван Донец. Ведомо чиним, что изменники, который указывал гетману в Зинькове, от войск государевых побить и посрамлен»; (это полковник Березецкий пойманный и повешенный Ромодановским); «а который изменник Феодор Жученко (Полтавский полковник) стоит на Котельве, говорят, хочет бежать к Днепру. А мне по государеву указу велено с войском Его Царского Пресветлого Величества идти на изменника и промышлять над ним. Пожалуй, Абакум Федоровичь, помоги ради праведного Государя, чтоб изменник не тешился; хоть людей пришли, или будет изволить, сам приди. Казаки говорят, хочет биться под Колонтаевым, а приход его чается под Колонтаев. Пожалуй, Абакум Федоровичь, змилуйся, змилуйся для милости Божией. Отписка Тарбеева: «по отписке окольничого кн. Григория Григор. Ромодановского велено полковнику Ивану Донцу с вольными людьми идти в Ахтырской; а мне велено оставить для осадного времени чугуваских печенегских черкас 100 человек в Колонтаеве. И чугуевских печенегских черкас осталось 150 человек, а иные бежали; а которые остались, меж себя товарищов в Чугуеве послали бить челом, чтоб переменить в Колонтаеве запасными людьми».
Тарнеев Чугуевскому воеводе в январе 1661 г. «Ты, господине, прислал в Колонтаев черкас на службу государеву, и они меня не слушают. А Печенежский Ивашко, что было учинился полковником, бежал к окольничему и в Колонтаевке не бывал; а они смотря на то хотят все бежать. Да писал ко мне с Ахтырки Андрей Арсеньев, что окольничий однолично будет в Ахтырке скоро с государевыми ратными людьми».
Это было тогда, как Юрий в январе 1661 г. отправил несколько полков на левый берег Днепра, а в сентябре явился здесь и сам с поляками и татарами «на крайнее разорение, хотячи сего-боские полки ку себе наклонити».
Во время волнений, поднятых Брюховецким, Колонтаев опять отличался прекрасной известностью. Вот что писал тогда Чугуевский воевода Герасим Рогозин: «мая 5 (1668) изменник Ивашко Брюховецкий посылал из Гадячи с изменники черкасы под Колонтаев город войною и промыслом боярина и воеводы кн. Григория Григ. под Колонтиаевым тех посыльных изменников черкасы побили и Бунчукового товарища поймали. Да он же Иван Брюховецкий во многих причинных местах вниз по р. Донцу поставил караулы — изменников черкас стеречь». В начале августа Чугуевский воевода Иовлев лично доносил царю, что верность колонтаевских черкасов царю вполне дознана им на месте.
В июле 1679 г. многочисленная орда Нагайская прошла с грабежом весь Чугуевский и Харьковский уезды, и одни пошли мурафским шляхом и были под Мурафою и под Красным Кутом и под Колонтаевым. Едва ли спасся Колонтаев от татар и в январе 1680 г., когда они опустошали край по р. Мерло и увели тысячи в плен.
Из истори храмов мы уже видели, что в 1709 г. во время шведской войны Колонтаев пострадал так сильно, что иные приходы его совсем опустели, и два храма навсегда закрыты. «Прихожан ныне нет» сказало прямо о Преображенском храме. А по описи 1704 г. в сотне сотника «города Колонтаева Григория Марковского» показано 292 казака, кроме подпомощных, мещан и подданых.
<<предыдущая||содержание||следующая>>