БОРОМЛЯ

По обеим сторонам речек Боромли и Крупиной, в 32 верстах от Ахтырки.

«По указу нашему, так говорит царская грамота от 19 декабря 1659 г., по Белогородской черте, меж Вольным и Олешны, на р. Боровне, поселились вновь Черкасы, атаман Корней Васильев с товарищами 425 чел. и устроили в том месте город; а пашенной земли, и всяких угодий по се время не отведено». Предписывается переписать черкас и отвесть землю каждому из рядовых «по осьми четьи в поле, а в дву по томуж», атаману «десять четий», есаулам «по девяти» . В 1660 г. доставлена была в Москву опись «городу Боромле и черкасам полковой службы». Таким образом, Боромля основалась в 1658 г. Название города, которое долго носила Боромля, принадлежало ей не только по укреплению, бывшему в ней, как и во многих других слободах, но и по значительному числу жителей. Население ее было так значительно, что уже в первых годах XVIII ст. видим в ней 6 храмов, а с 1761 г. было в ней духовное правление. Ныне в ней остается 4 храма: в честь Рождества Богородицы, Троицкий, Христорождественский и Честного Креста, а в прежнее время были еще храмы Никольский и Воскресенский. Соборным храмом Боромли был храм во имя Рождества Богородицы. Так, по актам 1689— 1703 гг. уже известны «города Боромли соборной церкви Рождества Богородицы» протопоп Василий Иванович Новосельский и два священника. В 1725 г. прихожане в просьбе о дозволении построить новый соборный храм писали: «Тому лет с 80 и больше, в оном городе Боромли построена оная соборная церковь». Следовательно, первый соборный храм Рождества Богородицы построен в Боромле не позже 1650 г., а второй освящен в 1725 г. В 1803 г. начали строить каменный Рождественский храм, и тогда, как еще не совсем окончен был сей последний, в 1811 г. деревянный храм сгорел с его утварью и церковными бумагами. Главным распорядителем при постройке нового храма был протоиерей Семен Белицкий, потомок котелевского старшины Белицкого, известного при Карле XII, владевший участками земли; более других оказывал пособий поручик Николай Иванович Карпов, один из потомков поповского старосты Степана Карпова; должность попечителя принимали на себя Степан Алексеевич Микулаев и Павел Яковлевич Сухачев.
В одно время с Богородияным в 1811 г. сгорел боромлянский Воскресенский храм, которого метрики начинаются с 1775 г. Теплый храм в честь Воскресения Христова предположено устроить в колокольне Богородичного храма, которой каменная постройка недавно окончена.
Точное время основания Троицкого храма в Боромле неизвестно. По акту 1689 г. известен боромлянский Троицкий священник Иван Андреев. Потом видим священников того же храма в 1714—1717 гг. Василия Иванова, в 1721—1731 гг. Онисима Игнатьева. В 1775 г. при священнике Андрее Белицком Троицкий деревянный храм сгорел за исключением одного придела, из остатков его на время построили и освятили храм. С 1810 г. начали приготовлять средства к построению каменного храма; в 1818 г. совершили закладку его, в 1828 г. он был вчерне построен, но для совершенной отделки испрашивали и получили в пособие от комиссии духовных училищ 2000 р. ассигнациями; храм освящен был в 1833 г.

Храм во имя Рождества Христова по первой постройке его относят к 1680 г. По акту 1696 г. известен боромлянский Рождественский священник Иоанн. Каменный Рождественский храм, начатый постройкой на место деревянного с 1814 г., освящен в 1844 г.
Рождественский храм привлекает к себе внимание особенно древнею иконою святителя Николая, которая поступила сюда из упраздненного Николаевского боромлянского храма. Икона Святителя издавна служила предметом общего благоговения боромлянцев. На киоте ее означен 1680 г., икона покрыта серебряной ризой. Николаевский храм, которому принадлежала она, известный по бумагам с 1696 г., без сомнения, существовал прежде того времени. В новом Рождественском храме устраивается престол в честь Святителя Николая.
Боромлянский храм Воздвижения креста Господня упоминается в актах 1696 и 1726 гг. В указе консистории от 29 марта 1742 г. видны уже два священника Воздвиженской боромлянской церкви.

Уменьшение жителей Боромли после 1800 г. произошло оттого, что по малоземелью боромлянцев значительная часть их переселилась в Екатеринославскую губернию.
Средства к жизни получаются здесь после хлебопашества от ремесел гончарного, сапожного, портного, плотничного, ткацкого и кузнечного. В слободе бывают четыре ярмарки: в первый день Фоминой недели, июня 29, сентября 14 и декабря 9.
Существующая ныне в Боромле сельская школа, где обучает детей соборный священник со своим причетником, по справедливости славится особенными успехами воспитанников своих. Мы со своей стороны должны сказать, что при боромлянском соборном храме существует школа с давних времен, и это заведение старого времени не принадлежит одной Боромле.

Один из урожденцев Боромли, сумской иеродиакон Марк Мушенко пред посвящением своим в иеромонаха в 1744 г. давал такое показание о себе: «По смерти отца своего остался он 5 лет и в 709 г. пошел в училище, в том же гор. Боромле, церкви Рождества Богородицы в школу, к бывшему в то время дьячку Ивану Евченку, своею волею». Другой черкашенин, урожденец с. Криничного, монах Сумского монастыря Дорофей в 1749 г. показывал: «От роду ему 30 лет; книжному чтению и пению обучен он ахтырскаго полку с. Тростенца Вознесенской церкви дьячком Петром, что ныне священник; а по изучении русской граматы бывал он при церковных школах дьячком». Эти два показания очень важны; они говорят, что как в Боромле при соборном храме, так при других церквах значительных черкасских местечек уже около 1700 г. были школы, и учителями школ были дьячки. Отселе несомненно, что выражение, так часто встречающееся в делах о посвящении диаконов и священников черкасских старого времени «обучен дьячком» означает то же, что обучен в церковной школе. А это подает довольно приятные мысли об образованности духовенства Слободской Украйны старого времени. По справке с документами оказывается, что заведение школ при церквах Слободской Украйны современно самому населению Слободской Украйны, и что это прекрасное учреждение принесено черкасами из-за Днепра, где уния вынудила рано приняться за книги, чтоб быть в состоянии бороться с проповедниками унии — езуитами. Вот три примера тому, что заведение школ при церквах принадлежит страдальцам унии. Монах Аркадиевой пустыни Иоанникий пред посвящением своим в иеромонаха Покровского училищного монастыря в 1740 г. показывал о себе: «Родом он Малороссиянин, родился в Гадяцком полку в с. Рябутовке; отец его Сидор в том же селе при Петропавловской церкви был дьяком; он Иоанникий по изучении славянской грамоты ходил по разным местам лет с 27 в дьяковском звании; русскаго письма чтению и пению обучен он мандрованным дьяком Павлом». Святогорский монах Паисий при таковом же случае давал показание: «Родился он в Лубенском полку, в с. Биевцах; обучен чтению и пению по разным школам дьяками; а по изучении был полтавскаго полку в маетности г. полковника в с. Жуках при Георгиевской церкви дьяком, по черкасскому обыкновению, в школе, 9 лет». Дьячок с. Грунки Алексей Куликов пред посвящением своим в священника в 1743 г. показывал о себе: «Родился он в с. Капустянце Киевской (ныне Полтавской) епархии; отец его Семен в с. Капустянце при Воздвиженской церкви по черкасскому обыкновению был дьячком; а он Алексей жительство имеет в с. Грунке при церкви пр. Михаила в школе; по изучении русской грамоты в киевских славено-латинских школах не был, понеже в той епархии — обучаются в школе, кто пожелает из доброй воли».
Из бедствий боромлянцев XVII ст. известно только одно, которое претерпели они от татар в 1668 г.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz