КОТЕЛЬВА

Бывший город, ныне слобода, при трех речках и при трех дорогах: из Куземина в Красный Кут, из Опошни в Ахтырку и из Опошни в Куземин, в 30 верстах от Ахтырки и в 50 — от Полтавы, в 2 верстах идут разными направлениями протоки р. Котельвы, которые называются рубижнем, т.е. рубежами полтавских казаков.

Население Котельвы принадлежит ко временам гетманщины, если только не последовало оно прежде того. Еще при гетмане Скалозубе в 1584 г. крымцы нападали на Котельву и увели из нее в плен нескольких жителей . В 1610—1630 гг. она является уже с несколькими храмами, как это увидим ниже. До 1710 г. она входила в состав Гадячского полка и в 1665 г. отдана была вместе с Гадячской волостью гетману Брюховецкому. Все это показывает, что Котельва не принадлежала к поселениям выходцев из-за Днепра, а есть древнее казацкое местечко. Котельва была укреплена глубокими рвами и высокими валами, или, как говорят в Котельве, барканами, на которых расставлены были плетенные из лозы кошели, наполненные землей. Эти кошели, соединяясь один с другими, составляли внизу сжатостью своей амбразуры, в которых безопасно можно было отстреливаться от неприятеля. Кроме того, по четырем сторонам стояли огромные деревянные башни с тяжелыми воротами. На площади, огражденной валом, помещалось до 200 дворов с 2 церквями. Старики помнят еще эту крепость, и остатки валов сами собой обозначают место и пространство ее. В настоящее время Котельва имеет в окружности около 12 верст, и одна улица идет с лишком на 4 версты.
Ныне в Котельве 5 церквей: Преображенская, Троицкая, Вознесенская, Ни колаевская и Покровская, а прежде существовали еще Рождественская, бывшая соборной, и Успенская, но первая сгорела в 1781 г. и с того времени уже не восстановлялась, вторая уничтожилась около того же времени.
А. О начале Преображенской церкви нет никаких письменных свидетельств. Старожилы же, следуя устному преданию предков, говорят, что она существует ныне во втором фасаде. В первом, как они очень помнят ее в последнем ее времени, она была деревянная с одним престолом, с тремя главами, с гонтовой крышей. Небольшая и низенькая, с крытыми переходами вокруг храма и столь ветхая, что когда в 1780 г. разбирали ее, то никто не решался, из опасения за жизнь, влезть наверх, а потому среднюю главу, или кумпол, зацепивши канатом, свалили на землю. По их же рассказу, этот храм существовал более полутораста лет и началом своим древнее Троицкого 10 годами. Поелику же старый Троицкий храм построен был около 1620 г., то построение Преображенского надобно отнести к 1610 г. По акту 1700 г. известен «священник Тимофей, наместник Котелевский всемилостиваго Спаса и Василий Евстафьевич Пуковский, священник соборный Пречистой». По старой описи Преображенской церкви видно, что в ней был антиминс на белом холсте, освященный в 1755 г. киевским митрополитом Тимофеем и отличенный надписью: «В храм Преображения Господня протопопии Зиньковской в местечку Котельве неподвижно».
Вторым фасадом Преображенский храм построен был в 1780 г. по благословению киевского митрополита Гавриила на прежнем месте; церковное имущество на время постройки храма перенесено было в Рождество-Богородицкую церковь, находившуюся вблизи ее, а когда в 1781 г. сгорела эта церковь, перенесено было в Николаевскую. В следующем 1782 г. ноября 12 дня церковь окончательно устроена с одним престолом, о пяти главах, покрыта гонтой и 12 числа ноября, по благословению того же митрополита Гавриила, освящена наместником местечка Опошни Кардашевским с котелевским духовенством. Старателями при постройке сего храма были приходские священники: Стефан Пехотинский и Иоанн Леницкий, ктиторы — войсковые обыватели: Леонтий Шевченко, Федор Дешта, он же Пелех, попечители: прапорщик Тимофей Матушинский и казак Пантелеймон Резников. В следующем 1783 г. были устроены в сей церкви еще два предельных престола: первый на северной стороне — во имя Рождества Богородицы вместо сгоревшей соборной Рождество-Богородицкой церкви, а второй в южной стороне — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Иконостасы сооружены в северной, коштом прихожан сгоревшей Рождество-Богородицкой церкви, а на южной стороне — коштом попечителя, прапорщика Матушинского. С сего времени церковь сия и доныне существует. Наружность ее выказывает старину в щеголеватом вкусе: три залома, в 1-м ярусе 8 окошек, во 2-м и 3-м по 4 небольших, 5 глав с крестами, средняя глава вся вызлащена, а на прочих положены были вызлащенные звезды. Внутренность церкви довольно обширна. Средний иконостас сооружен в 1806 г. с хорошей резьбой и весь вызлащен. В 1833 г. приступлено было к позолочению всех пяти глав, уже средняя глава обложена была риштованьем, но не то было угодно Богу. В 15 день июля месяца по окончании литургии в 11 часов дня с запада поднялся страшный ураган, который сбросил на землю среднюю главу с верхней шейкой кумпола. Паникадило, оторвавшись вверху, упало внутрь церкви, а глава с рештованием при падении своем сбила и главу надпрестольную.
Вследствие сего резолюцией преосвященного Иннокентия велено починить кумпол с уменьшением глав, а до того совершать служение на придельных престолах, прихожан же обязать подпиской к построению каменного храма; подписка была взята протоиереем Иоанном Чудновским. Таким образом, по починке церкви священники и прихожане при всей трудности, с твердым упованием на помощь Всевышнего, приуготовив потребные материалы по выданному 1835 г. плану архитектора Андрея Тона и утвержденному тем же преосвященным Иннокентием, приступили к сооружению каменного храма при существовании второго деревянного, еще довольно крепкого. В 1836 г. месяца июня 14 дня положено основание храму, и он уже построен, но за неустройством иконостасов еще не освящен. На хорах же устроенный придельный, теплый храм во имя Сретенья Господня, по благословению преосвященного Филарета, освящен 1850 г. января в 14 день благочинным протоиереем Василием Лопатиным с приходскими и прочими котелевскими священниками.
Старатели и благотворители при постройке каменного храма: приходские священники Симеон Пехотинский и Порфирий Наумов, церковный староста, коллежский регистратор Корнилий Гнилосыров, попечители: 3-й гильдии купцы, жители Котельвы Симеон Пономаренко и Михаил Пасько. Староста Гнилосыров разновременно пожертвовал более 10 000 р. ассигнациями, инженер, генерал-майор Матушинский — 10 000 р. ассигнациями, подполковник Петр Пехотинский сделал своим коштом на две иконы серебряные шаты.

Б. С какого времени существует в Котель-ве Троицкая церковь? Единственный письменный памятник древнего ее существования есть ее Евангелие. На нем по листам красными буквами написано следующее: «Сия Святая Евангелия напрестольная есть оправлена всем коштом рабом Божиим Иосифом Санкевичем Котляром Чудновским и надал сие к храму Святой Троицы новозиждущейся по святому пожару, от Бога насланном лета Христова 1631 месяца декабря 17, и надал сие к тому храму веспол с подружием своим Анастасией за спасение и отпущение грехов своих и жизни вечныя наследия, которой святое Евангелие тое жадный от повинных моих, и ни жены моей, и никто ниший не мает от того святаго престола отдаляти; в которой той святой церкви был на той час служителем отец Михаил,— при котором и братство ее стало; где и я видевши их старанье, надаю на святое их братство и с женою моей; а кто бы ся важил сию святую книгу от того престола отдалити, на таковом анафема святых отец ; а со мною будет суд мети на Страшном Суде Христов. А подписася в дому моем 1632 года месяца февраля 12 дня ему же имя личбою: осьмый, третий, пятдесятый, первый, триста, десятый, осьмый». Имя писца по численным славянским литерам означает Игнатий. Санкевич, даритель евангелия, говорит нам, что а) в 1631 г. сгорел Троицкий храм; б) после пожара прихожане и священник отец Михаил строят новый храм. Когда же построен был храм, сгоревший в 1631 г. ? При недостатке письменных документов дороги показания старожилов. И двое старожилов Троицкого прихода особенно заслуживают вероятие. Это Антон Пуковский и Роман Коваленко. Первый из них — сын церковника Григория Пуков-ского, исключенного с семейством по разбору 1784 г. из духовного сословия в гражданское ведомство, как это видно из ревизской сказки 1795 г., хранящейся в церкви, а второй — сын Антона Коваленко, бывшего 30 лет в должности церковного ктитора. По единогласному показанию их, первый известный им Троицкий храм, после которого ныне существующий есть уже четвертый, существовал не более 12 лет, был построен в виде небольшой храмины с небольшим куполом, об одной главе, покрыт был соломой и сгорел от последовавшего вблизи его пожара; святыня и все имущество перенесены были в Преображенский храм. Так говорит об этом и помещик Михаил Михайлович Сливицкий, слышавший от своих родных подробные о том рассказы.
Вторым фасадом, как видно из приведенной евангельской надписи, храм основан был в 1632 г. на том же месте. Те же старожилы, которые очень помнят его в последнем времени существования его, говорят о нем так: он был деревянный, небольшой, низенький, с одним престолом, о трех главах, покрыт гонтой и столь ветх, что углы опадали сами собою, во многих местах бревна от древности выдавались концами из стен; материалы, впрочем, были уже приуготовлены для новой церкви деревянной. В этом храме молились 150 лет до 1783 г., когда был он закрыт и имущество его перенесено в Преображенскую церковь. Говорят, что до такой ветхости храм доведен был каким-то воспрещением строить новый и починять старый храм. Замечательно, что около того же времени перестраивались в Котельве и другие церкви, и именно: Трехсвятительская, ныне Вознесенская 1779 г., Николаевская 1779 г., Преображенская 1782 г. и Покровская 1785 г., что указывает на одинаковость обстоятельств, т.е. на какое-то воспрещение починять храмы. Не было ли это следствием того, что котелевские казаки, еще с 1710 г. поставленные в зависимость от ахтырского полкового начальства, по делам церковным упорно хотели оставаться под ведением киевского митрополита. Известно, по крайней мере, что только в 1786 г. дела церквей котелевских, млинской и деревской переданы были в Белогородскую консисторию. В третьем фасаде церковь Троицкая заложена была в мае 1783 г. наместником, священником Иоанном Верцинским и товарищем по церкви, священником Андреем Пуков-ским, по благословению киевского митрополита Гавриила, вблизи первого ее места, несколько к юго-западу. При постройке были приходские священники: наместник Верцинский и Андрей Пуковский, ктиторы: Аким Коваленко, Петр Тимошенко и Кирилл Лучко. Наместник Вер-цинский, происходивший из дворян и имевший очень хорошее состояние, более всех жертвовал на построение храма и более других заботился о его окончании. Храм устроен был с одним престолом, о пяти главах, покрыт гонтой, снабжен новой утварью и освящен тем же наместником Верцинским 1787 г. декабря 9 дня, по благословению преосвященного Феоктиста, епископа бе-лоградского и обоянского. В 1808 г. мая 21 дня в 3 часа пополудни с юго-запада нашла страшная дождевая туча, из которой последовал сильный удар в залом северного притвора, и церковь сгорела до основания. Святыня и имущество ее вынесены и в третий уже раз были перенесены в Преображенскую церковь. Священники благочинный Петр Смаковский и Марк Пантелеев и прихожане решились устроить храм Святой Живоначальной Троицы каменным зданием. С неимоверной деятельностью в один год они приготовили все потребные к тому материалы, и в следующем 1809 г. июля в 25 день, по благословению преосвященного Христофора Сулимы, ахтырским первоприсутствующим протоиереем Максимом Яновским совершено основание четвертого храма на юго-восток от прежнего. Неусыпное старание священников, ктиторов и прихожан через три года с несколькими месяцами увенчалось желанным успехом: каменный храм с одной главой, покрытый листовым железом, с двумя уже престолами, главным — во имя Святой Троицы, а другим — на хорах во имя Входа во Храм Пресвятой Богородицы, 1812 г. октября 13 и 15-го чисел освящен, по благословению того же преосвященного Сулимы протоиереем Феодором Щербинским. Старателями и благотворителями при постройке каменного храма были, кроме священников, церковные старосты Аким Коваленко, Ефим Балановский и Антон Пу ковский. Благочинный Сма ковский неотступно распоряжался постройкой и деятельно побуждал прихожан и других котелевских жителей к пожертвованиям; священник Пантелеев с неусыпным тщанием испрашивал доброхотные пожертвования по всей Харьковской губернии, а диакон Пуковский — по всем донским станицам, в Запорожье и Черноморье, претерпевая большие неприятности, в числе которых было даже содержание под арестом. Староста Пуков-ский пожертвовал от себя до 7000 р. ассигнациями. Прихожане отдавали храму и провиантные деньги, получаемые с проходивших тогда партий рекрут по 200, 300 и 400 р. ассигнациями, а потому, испытуя сердца человеков, Бог и благословил столь усердный труд их, достойный памяти потомков, скорым успехом. Благотворителями храма были Варвара Сливицкая, протоиерейша Татьяна Смаковская, обывателька Анна Запо-розцова, по усердию и благоговейной набожности они пожертвовали разные одеяния. Брат Варвары Сливицкой, инженер, генерал-майор Федор Тимофеевич Матушинский при постройке каменной колокольни в 1835 г. пожертвовал 1000 р. ассигнациями, и он же духовным завещанием 1838 г. отдал 4000 р. на сооружение серебряных риз на четыре местные иконы, которые сделаны в Москве после смерти его; на остаточные из того числа 600 р. куплено евангелие под серебряными и вызлащенными с обеих сторон досками. На вечное же поминовение его и родственников оставил он в Московском опекунском совете 5000 р. ассигнациями, из которых процентные 200 р. ежегодно получают священно- и церковнослужители по выданному из оного совета билету сохранной казны. Церковный староста Феодор Лифарь на разные нужды церкви пожертвовал в разное время до 900 р. серебром.
В архиве храма метрики и исповедные росписи начинаются с 1772 г.
В. На месте нынешнего Вознесенского котелевского храма существовал храм во имя трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Памятником его служит крест с надписью: «Отменил сей крест города Котельвы в церковь Трех Святителей 1771 г. марта 30 Шавсуг». Известна и одна купчая крепость 1700 г., в которой свидетелем выставлен Исидор иерей св. Василия» гор Котельвы. В 1779 г. построен был новый храм и освящен во имя Вознесения Господня. О построении его преимущественно заботились священник Алексей Тихоновский и майорша Елисавета Черкасова, последняя внесла еще в приказ призрения 1000 р. ассигнациями с тем, чтобы процентами пользовался причт храма. В 1840 г. июля 19 храм сей сгорел со всем имуществом, вместе с тем сгорело до 400 дворов; прихожане, разоренные погорением, не находили себя в состоянии строить новый храм и уже решились было причислиться к Преображенскому приходу. Но священник Иоанн Пантелеев, представив отдаленность сего храма от прихода и крайнее неудобство сообщения с ним во время половодья, ободрил прихожан упованием на благость Божию, готовую помогать ищущим помощи, и возродил в них ревность к построению храма; таким образом, новый храм на каменном фундаменте заложен был в 1842 г. и освящен в 1845 г.
Г. Когда был построен в первый раз Николаевский храм в Котельве, письменных свидетельств на то не имеется; по устным преданиям старожилов Михаила Чепурного и Кирилла Ма-тюшенка, имеющих от роду по 77 лет, храм сей существует во втором фасаде. О первом, как они помнят в последнем его времени, говорят, что это был храм деревянный с опасаньем вокруг, т. е. с крытой галереей, очень тесный и ветхий, существовавший до 150 лет. По этому отзыву с вероятностью можно полагать, что первоначальное построение сей церкви было около 1630 г.
Вторым фасадом деревянный храм построен в 1779 г. старанием священнослужителей и прихожан о пяти главах и двух престолах: Святителя Христова Николая и первомученика Архидиакона Стефана. Котелевский уроженец, священнический сын, чиновник 8-го класса Павел Николаевич Рейпольский в 1825 г., пожертвовал на икону Святителя Николая ризу серебряную и вызлащенную в 750 р. серебром. Он же в 1839 г. отказал по духовному завещанию и положил в сохранную казну Императорского московского воспитательного дома 1000 р. ассигнациями до того времени, когда будет строиться новая каменная Николаевская церковь. Усердные прихожане, и между ними первый — староста, купец Петр Сластен, уже начали строить и скоро окончат каменный храм.
Д. Покровская церковь в Котельве, по словам старожилов, существует ныне в третьем фасаде. В первом она была домовая вблизи луга на Песках, неподалеку от Ворсклового потока, называемого Рубижне; построена была большей частью из ольхового дерева и покрыта камышом; над алтарем был небольшой шпиль, с малым крестом. Говорят, что это была первая церковь с начала населения Котельвы. Следов, где стоял сей деревянный храм, ныне уже нет.
Во второй постройке Покровский храм также был деревянный, небольшой, из разного непрочного леса, покрыт гонтою, с опасаньем, т. е. с крытыми ходами вокруг церкви, об одном престоле, невдали от существующего храма. Над-престольный памятник его и ныне виден. Между древними антиминсами сохраняется антиминс, выданный в 1758 г. Арсением, митрополитом Киевским и Галицким «в храме Покрова Пресвятыя Богородицы Зиньковской протопопии в местечку Котельве, неподвижно».
В третьем, ныне существующем, фасаде Покровская церковь сооружена в 1785 г. из крепкого уже леса, с одним престолом, о трех главах. Сначала она покрыта была гонтой, а впоследствии времени перекрыта железом; довольно вместительна и благовидна, на каменном фундаменте. В построении ее преимущественно участвовал как заботливостью, так и пожертвованиями дворянин Василий Гнилосыров, а священники М ихаил Смаковский, Иаков и Иоанн Жуковские ездили для собирания подаяний на новый храм в Запорожье.

Жители Котельвы оставили по себе память в истории подвигами мужества и бедствиями своими.
Мы уже упомянули, что в 1583 г. крымские татары увели нескольких жителей Котельвы в плен, ограбив по обыкновению своему все, до чего могла коснуться хищническая рука.
В 1638 г. котелевские казаки являются в войске гетмана Полтора-Кожуха при р. Мерле с решимостью мстить кровопийцам езуитам и их слугам, польским магнатам за ненависть их к св. православной вере, застигнутые врасплох ляхами, они были рассеяны и спаслись в Котельве и ее лесах.
В 1651 г. котелевские казаки под предводительством полковника Мартина Пушкаря участвовали в походе гетмана Хмельницкого против поляков к Берестечку Каменец-Подольской губернии, где постыдное бегство крымского хана, союзника Хмельницкого, было причиной победы ляхов над казаками.
В 1661 г. двоедушный преемник Пушкаря Жученко думал помощью котелевцев поддержать власть низложенного гетмана Выговского и приводил в Котельву татар. Змиевской воевода писал в Чугуев: «Нынешнего 169 (1661) г. генваря 22 пришел на Змиев из полону выходец Змиевский Черкашенин и сказал: был я в городе Котельве генваря 18, и в Котельве полковник Жученко разбирается о воинском деле, а из рады он полковник Жученко побежал к орде; а орда стоит пятидесятник; а скоро орда скупится в Котельве и, скупившись, хотят итти под государевы города под Харьков и Змиев и под Чугуев».
В 1668 г., тогда как гетман Брюховецкий взволновал казаков ложью, будто царь отдает казаков ляхам, верные казаки просили кн. Ромодановского немедленно занять Котельву, так как в ней хранились все запасы Брюховец-кого, и в ней же засели мятежные запорожцы. Ромодановский осадил Котельву. В Чугуевской переписке сохранилась одна память Ромодановского, посланная из-под Котельвы в Чугуев. «В нынешнем 176 (1668) г. по указу вел. Государя посланы из обоза из под Котельвы в Запорогу к запорожским казакам вел. Государя с милостивою граматою и для проведыва-ния краснокутские черкасы Ивашко Потрика с товарищи 3 человеками, но по се число не были. И мая 25 вышел из полону из Плотавы крас-нокутский черкашенин Андрюшка Жученко и в распросе пред ними сказал, что в Запорогах на люди учинилось моровое поветрие и многие казаки померли, а остальные с кошу от моро-ваго поветрия все выбежали в поле». Ромодановский предписывает Чугуевскому воеводе принять все меры осторожности против моровой заразы. Касалась ли зараза Котельвы, неизвестно. Известно, что тогда как Ромодановский стоял под Котельвой, а Брюховецкий под Диканькой на Сербиновом поле, Дорошенко с войском явился у Опошни и с 1000 казаков, прибыв на Сербинову могилу, послал Браслав-ского сотника привести к нему Брюховецкого, как уже лишенного власти. Казаки самого Брю-ховецкого помогли сотнику взять его, несмотря на сопротивление запорожского полковника Чугуя, и Брюховецкий был убит в глазах Дорошенко. Так еще раз обагрилась Сербинова могила кровью после того, как полк сербов, вызванный Виговским весь был изрублен здесь войском Пушкаря, оставив свое имя полю и могиле. Вслед за Брюховецким умерщвлены были многие его советники. Тело Брюховецкого по повелению Дорошенка было отвезено в Га-дяч; тела старшин его и запорожцев похоронены в Крупицком лесу в 12 верстах от Котельвы. Здесь на вершине могилы возвышаются восемь небольших дубов, как бы нарочно кем кругообразно насажденные для осенения над прахом жертв легкомыслия. Покончив дело с Брюховецким, Дорошенко тайно дал знать Ромода-новскому, чтобы он в избежание бесполезного кровопролития оставил Котельву и удалился. Ромодановский с благодарностью принял совет. Дорошенко и поспешно отошел к Ахтырке. Котельвяне «вышли из Котельвы, оставив место пустым», страшась тех же татар, от которых предостережен Ромодановский. Дорошенко, чтобы не попасть самому в беду, поспешно шел вслед за Ромодановским до Хухры, но, не застав его ни в Котельве, ни в Хухре, 15 июня возвратился к Котельве и потом в Чиги-рин. Наказный гетман Демьян Многогрешный не замедлил успокоить взволнованную Малороссию, передав ее под покровительство кроткого царя Алексея. При Петре Карл ХІІ по присоединении к нему изменника Мазепы расположился на зимних квартирах в Ромнах и в окрестностях сего города. При всей жестокости тогдашней зимы, быв повсеместно тревожим русскими войсками, в феврале месяце выступил он с зимних квартир и, овладев Ве-прином и Куземином, двинулся к Котельве. Уже передовые его войска начали опустошать сей город, слабо защищавшийся, или почти без защиты оставшийся. Котелевские старшины Белецкий, Довгополый, Матюша, Гнилосыр с товарищами просили его о пощаде жилищ и св. церквей. Карл с половиной войска стал в Котельве. Затем с 5000 драгунов, 8 хоругвями волохов и поляков, с казаками Мазепы и с запорожцами двинулся из Котельвы к Ахтырке, а другой дорогой туда же направил генерала Круза, разглашая, что идет против Меньщикова, стоявшего в Ахтырке; он скоро обратился против корпуса генерала Рена, стоявшего между Красным Кутом и Городенкой, в полной надежде, что возьмет в плен весь этот слабый корпус. Надежды слишком обманули его, так же как он сам обманул надежды жителей Котельвы.
После Полтавской победы гетман Скоропадский 17 июля 1709 г. представил царю Петру просительные статьи о Малороссии и здесь между прочим писал: «Просим, чтобы Котельва, всегда принадлежавшая к полку гадячскому, ныне опять была причислена». На это последовал ответ: «Котельва, которой жители сами докучали Его Царскому Величеству просьбою причислить их по близости и удобству к ахтырскому полку, не может быть причислена к Гадячскому полку; на то был указ, и этого указа отменить нельзя». То же писано гетману в 1710 г. В 1728 г. гетман Апостол снова просил о причислении Котельвы в ведомство гетмана, и в это время так объясняем был переход Котельвы в Ахтырский полк: «Во время нашествия шведов на малую Россию ахтырский полковник и бригадир слободских полков Феодор Осипов стоял в гадячском полку в Котельве. Вступив в дружбу с городовым атаманом Котельвы Белецким, без ведения котелевского сотника Довгополова, находившегося тогда с гадячским полковником в походе, подложною просьбою, написанною от имени всех котелевских жителей, будто желают они быть в полку ахтырском, выправил ордер у кн. Менщикова, предписавший присоединить г. Котельву с уездными ее селами из полку гадячскаго к ахтырскому». На просьбу гетмана Апостола последовал такой ответ: «О городе Котельве и ее уезде сделана будет справка, и тогда последует решение». Но нового решения, сколько известно, не было. Соображая объяснение Даниила Апостола с обстоятельствами времени, думаем, что это объяснение не вполне показывает ход дела. По всей вероятности, дело происходило так: смысленные котелевские старшины понимали, что за прием Карла придется Котельве отвечать пред царем, почему поспешили показать залог будущей верности своей — отдались надзору кн. Меньщикова. Правительство со своей стороны имело причины и в прошедшем Котельвы — в событиях времени царя Алексея Михайловича не освобождать более Котельвы от надзора ахтырского полковника для ее же покоя и не выполнять корыстных желаний гетмана.
Оставляя на время новые времена Котельвы, обращаемся еще раз к старине, осмотрим вещественные памятники ее — насыпи.
а) На северо-запад от Котельвы в 7 верстах, в лесу находится высокий круглый холм, называемый жителями Городищем. Холм с запада омывается Ворсклой. Высота его простирается от поверхности воды до 30 саж. Вершина плоская, саженей 40 в ширину и 112 в длину, вся покрыта вековыми дубами и окаймлена двумя рвами в 2 саж. глубины. Въезд в Городище с юго-запада, по сторонам въезда насыпи в 30 саж. вышины. На восточной стороне городища в 6 саж. от него идет сперва прямой линией ров в 1,5 саж. глубины, а потом окружает городище, оканчиваясь у высокого бугра в 6 саж. вышины, на котором растут огромные 3 дуба, современники дубам Городища. В 6 верстах от Городища находятся развалины Скельского монастыря. По прямому направлению от развалин монастырских к городищу, вблизи крайнего рва, окружающего городище с 3 сторон, находятся три глубокие ямы, в расстоянии одна от другой на 3 саж. Котелевские старшины говорят, что это Городище служило укреплением против татар и потом здесь же спасались от польской инквизиции. Скельские иноки сюда же уходили от преследований папистов. Все это вполне вероятно. В описании пограничной линии между Россией и Польшей 1647 г. читаем: «на Скельской горевал от леса Стараго Городища в том Городище по конец горы, над Ворсклом 11 сосен». В 1642 г. польские послы предлагали: «рубеж идет до р. Ворскла, а Ворсклом вниз до Скельскаго Городища, которое в царскую сторону останется, а рубеж от него в версте меж Бельским городищем и оттуль через р. Вор-склу Бельское городище разделит пополам». По этим словам видно, что Котелевское, или Скельское, городище еще в 1642 и 1647 гг. называлось Старым Городищем, а это дает право думать, что укрепленный городок существовал здесь еще до нашествия татар.
б)  Современны этому Городищу два другихГородища, еще более замечательные, особеннопо огромному валу, соединяющему их между со-бой. Одно из них находится в 3 верстах от Котельвы на юге ее, на правом высоком берегу Ворскла; вал сего городища длиной в 399 саж.; как вал, так и площадь заросли лесом. В 5 верстах от сего городища на северо-западе расположено другое, более обширное городище, оно имеет вид параллелограмма с круглыми углами, длина внутри крепости от севера к югу полторы версты, ширина 450 саж. По валу его 1450 саж., выши- на вала до дна рва 10 саж. В версте от сего городища на севере с. Бельское Полтавскойгубернии. От рва сей крепости идет к северу высокий вал, в Куземине поднимается на гору и горой по правому берегу Ворсклы идет к востоку, достигая первой крепости, поворачивает на юг и южной линией проходит вблизи с. Зайчинцев, Глинска и Лавков, оставляя их слева. Сей вал тянется всего на 26 верст, с. Бельск и несколько хуторов находятся внутри сего вала. Рядом с валом идет ров, от подошвы сего рва до вершины вала до 10 саж. Это Бельское городище.
в)            В конце поселения Троицкого прихода Котельвы, по Деревской дороге, на возвышенном песчаном месте, смежно с лугом возвышается холм. При подошве этой возвышенности на западе ее находится колодезь, называемый жителями Бордюговою Криницею, Бурдюжскою. Живущий близ колодезя 86 –летний старик Карп Здоровец и другие старожилы говорят, что тут постоянно находился холостой казак бурдюг, определявшийся котелевским обществом для наблюдения за набегами татар, при появлении коих немедленно давал знать жителям. По извещению бурдюга все поспешно собирались в крепость, где, запершись, готовились к обороне от неприятеля. Бурдюгова Криница каждый год освящается собором священников двух или трех церквей котелевских.
г) На северо-востоке в пяти, на востоке в семи, а на юго-востоке в трех верстах от Котель-вы находятся на возвышенных местах насыпи, простолюдинами называемые робленицы, т. е. сделанные, а не природные возвышения. Те, которые расположены на востоке, сделаны в 4 ряда, и в расстоянии одна от другой на 4 и на 5 саж. Расположенные ближе к Опошнянской дороге идут в один ряд полукругом, а на оконечностях полукружия защищены курганами и глубокими ямами. А у круглых насыпей, которые находятся близ Крутицкого леса, в 7 верстах от Котельвы, называюся поныне пикетными насыпями кн. Ромодановского. Нет сомнения, что все эти насыпи устроены в 1668 г. во время осады Котельвы князем Ромодановским, который должен был брать предосторожности как против Брюховецкого по Куземинской дороге, так и против Дорошенко по Опошнянской дороге. Менее вероятности в том, что эти могилы принадлежали времени шведской войны. Весной 1709 г. не было времени делать эти окопы, да и не было нужды, Карл после Городянской битвы только на время разлива Ворсклы остановлен был у Опошни, а потом пошел к Полтаве.
Обратимся к новым временам Котельвы. В новые времена обыватели Котельвы страдали то от пожаров, то от болезней.
После пожара 1779 г. пожар 1781 г. истребил храм соборный Рождества Богородицы и много домов. В 1788 г. был столько же сильный пожар. Далее следовали пожары 1808, 1839, 1840 и 1848 гг. А в 1848 г. один за другим были два пожара. Июля 21 в сильную засуху, при юго-восточном ветре, пожар начался в Троицком приходе, за полторы версты от Преображенского храма и прошел весь базар в Преображенском приходе до речки Котельвы. Волны огня обхватывали Преображенскую церковь, народ кричал: «Матерь Божия, спаси дом Божий,— пусть гибнет все наше». И молитва горячей набожности была услышана, храм остался цел. Пламя истребило более 150 дворов. Спустя 6 дней 27 июля пожар повторился, в Троицком приходе сгорело до 60 дворов. От холеры умерло в 1831 г. до 250, в 1848 г. — до 350 человек.
По ведомости генерального межевания в Котельве 4388 муж., 4422 жен. войсковых обывателей при 2019 дес. земли.
При скудном количестве земли котелевцы вынуждены приобретать средства к жизни торговлей и ремеслами. И они давно умеют пользоваться этими источниками продовольствия. Еженедельный торг бывает у них по средам и пятницам, и, кроме того, четыре раза в году бывает ярмарка: в день сошествия св. духа, 1 генваря, 1 октября и 6 декабря. Самое же главное занятие их чумачество — извозничество на волах. Котелевский чумак ходит на юг по всему пространству от Волги до Кавказа, Азовского и Черного морей и до границ Австрии. Он беззаботно отправляется в какую угодно степь, через какой угодно народ. При благоприятной погоде с весны до зимы совершает он от 1000 до 3000 верст, вырабатывая до 100 р. серебром. Многие другие из котелевцев занимаются скорняжеством — выделкою овечьих кож и шитьем тулупов, чеботарством — выделкой кож рогатого скота и шитьем сапог; те и другие соединяют в руках своих двойной промысел и от того получают значительные выгоды.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz