НОВАЯ ВОДОЛАГА
На речке, по черкасскому говору — Водолаге, а по старинному русскому — Адалаге. Последнее название — память о татарском кочевье по р. Адалаге, богатой некогда сенными угодьями.
Новая Водолага, несмотря на то что называется новой, населилась позже Старой Водо-лаги какими-нибудь двумя-тремя годами, не
более, т. е. около 1675 г. По переписи 1724 г.
в ней показано уже до 707 дворов. Основателем ее был полковник Григорий Ерофеевич Донец, которому принадлежали все земли водолажские. В ней, как и в Старой Водолаге, была крепость. Это был четвероугольник в 200 саж. внутри. Валы состояли из железистого песка и снабжены были несколькими железными небольшими пушками. Внутри крепости находились одна церковь и несколько общественных строений. Дома обывателей были за валом крепости по сторонам ее. Крепость стояла в углу, образуемом р. Водолагой и подходящей к ней слева балкой.
Ныне в Новой Водолаге, казенной слободе, три храма: Воскресенский, Николаевский и Преображенский.
Воскресенский храм показан первым в переписи 1724 г. Такое место он занимает и в ведомостях годов последующих. Это означает, что Воскресенский храм издавна был главным храмом Новой Водолаги. В переписи 1724 г. в приходе Воскресенском показаны 382 двора и два священника Дионисий и Иоанн, а метрики Воскресенской церкви за 1728 г. поданы были уже тремя священниками Иоанном Ивановым, Дионисием Емельяновым и Григорием Степановым Миргородом. Такое число прихожан и членов причта указывает на то, что первый Воскресенский храм в Водолаге построен никак не позже 1675 г. В 1711 г. Новая Водолага потерпела разорение, Воскресенский храм был сожжен и новый построен уже в 1713 г. Об этом последнем обстоятельстве говорит просьба 1728 г.: «Тому лет с 15 и больше,— говорит эта просьба,— в Новой Водолаге построена была церковь Божия Воскресения Господня». По той причине, что храм 1713 г. был «весьма мал», т. е. как построенный наскоро для удовлетворения крайней нужды, в 1728 г. получено было разрешение построить приличный храм на ином месте. Преосвященным Иоасафом в 1753 г. выдан был протоиерею Симеону Сулиме антиминс для придельного «храма Вознесения Господня, что в Воскресенском храме Новой Водолаги». По грамоте, выданной 1792 г. на построение каменного Воскресенского храма, видно, что в деревянном храме было три престола.
Каменная Воскресенская церковь — здание величественное, как по обширности, так и по типу архитектуры. Благочестие прихожан не скупо было при ее постройке, щедро украшало ее и по построении. Храм с главой и крестом вызлащенными и с одним куполом, внутри на шести каменных колоннах устроены тройные хоры, пол — чугунный. Престолов пять, главный иконостас резной старинной работы куплен в упраздненном Змиевском монастыре. Храм строился старанием прапорщика Степана Ивановича Черняка на пожертвования прихожан. Серебренная риза на иконе Св. Николая — дар Черняка, на трех других местных иконах ризы также серебренные. Главный престол освящен в 1808 г. В 1818 г. Крестьянин Федор Сипченко устроил придельный иконостас во имя Вознесения Господня в 1500 р. серебром. Другой придельный иконостас во имя трех Святителей устроен в 1820 г. родными братьями Григорием, Иваном и Алексеем Руденковыми, что стоило им 1500 р. серебром. Матрона Чернецкая по обету, данному в болезни, устроила в 1836 г. третий иконостас в 1600 р.
серебром. Сын помянутого Федора Сипченка Михаил в 1847 г. построил каменную колокольню и, бывши строителем, употребил собственных денег на постройку ее 2516 р. Крестьянин Самуил Зубатый устроил в колокольне храм со всею утварью в 1800 р. серебром. Св. евангелие в 285 р. серебром, имеющее весу 1 пуд. 26 ф., пожертвовано крестьянином Василием Ильяшенко. Прочая утварь: 9 серебряных крестов, 6 серебряных гробниц и 6 серебряных потиров с приборами — дары благоговейного усердия жителей. Ризница также богатая.
Николаевская церковь Новой Водолаги видна уже в переписи 1724 г. и притом с двумя священниками Иоанном Яковлевым и Иоанном Лукьяновым и с 323 дворами прихожан. Таким образом, нельзя сомневаться, что Николаевский храм в Водолаге построен так же, как и Воскресенский, в XVII веке. В 1757 г. построен был уже новый деревянный храм, существующий поныне.
Что касается до Преображенского храма Новой Водолаги, то его не видно не только в переписи 1724 г., но и в ведомости за 1748 г. Потому остается положить, что деревянный Преображенский храм, предшествовавший ныне существующему каменному, построен не раньше 1750 г. Каменный храм разрешено было строить грамотой 1821 г., а освящен он в 1831 г. Попечителями при построении сего храма были священник Феодор Леницкий, губернский секретарь Аврамий Андреевич Матвеев и церковный староста крестьянин Андрей Песоцкий. Сей последний с 1827 г. по 1849 г., когда оставался он бессменно старостой, пожертвовал разных вещей на 1836 р. серебром, в том числе пожертвованы две серебренные ризы на местные иконы Спасителя и Богоматери. Значительные пожертвования сделаны были при построении храма крестьянами Алексеем Тесленком и Илиею Онацким, первым дано до 400 р. серебром, последним — до 260 р. серебром.
Метрики Воскресенской и Николаевской церквей начинаются с 1722 г.
Бедствия прихожан от татар: в 1686 г. Новая Водолага тревожена была татарами, проходившими по Мурафской дороге.
По отписке из Славянска в Чугуев «197 (1689) г. июля 1 ч. пришел в Соленой полоненник Черкашенин, Водолаги города житель Матвей с Жадан и сказал: ходил он Матвей с товарищи, 12 возов, для покупки соли и не доходя до Соленаго и не доезжая леса Дроворуба, в верстах 5 от Соленого, напали воинские люди и таборец их разобрали, а взяли в том таборце 12 человек, а убежал он Матвей от них от р. Тора, от урочища Россошей, мая 28 под 29 число; а было воинских людей коней со сто».
Полковник Константин Донец писал Чугуевскому воеводе: «Сент. 1 1691 г. писал ко мне с Новой Водолаги полку нашего наказной полковник Иван Сербин: изволением Божием вышел из полону водолажский житель Роман Семенов, который Роман был у полону в гор. Кафе два года». Далее писал, что этот пленник видел на дороге следы двух татарских партий. По другому известию, в сентябре 1689 г. целая орда нападала на Новую Водолагу, и, конечно, в это-то нападение взят был в плен Роман Семенов.
Сильное разорение потерпела Водолага в сентябре 1693 г., когда Нураддин Султан входил в Харьковский полк с 15 000 татар и янычар. В это время «взяша Агаряне», сына жителя Новой Водолаги Сергия, но которого слезные молитвы матери пред Каплуновской иконой Божией Матери возвратили в Водолагу живым и здоровым.
Белогородский воевода кн. Я. Ф. Долгорукой давал знать в Чугуев 8 мая 1697 г., что «неприятельские люди Татарове, человек с 200, перешед новопостроенную черту, приходили под Новую Водолагу и на работе напав поймали малое число».
Бригадир Осипов в своем листу от 24 марта 1711 г. говорит «о неприятельском приходе хана с ордами и с изменниками Запорожцы на Украйну под Водолаги». Без сомнения, это то самое нападение, о котором говорит в просьбе своей о храме Старой Водолаги Иван Захаржевский;
тогда Водолаги сильно пострадали от татар — и запорожцев. Летопись Хмельницкого замечает: «Того ж (1711) року, перед Прутовской войной, Хан Д евлет Керей з Ордою и з Запорожцами под Немеровым и в слободах были».
В новое время водолажцы мало страдали от холеры: в 1831 г. от нее умерло в Преображенском приходе 7 чел., в Воскресенском — 7 чел., в Николаевском — 9 чел. От холеры 1848 г. умерло в 1-м приходе — 26 чел., во 2-м — 117 чел., в 3-м — 52 человека. Но гораздо более потерпели от неурожая хлеба и овощей, вследствие чего в 1849 г. падал скот, а люди страдали от цинги, от которой умерло 33 человека.
С давних времен в Новой Водолаге бывает 4 ярмарки в году: в средине великого поста, в день Вознесения Господня, в день пр. Илии и 8 ноября в день Архангела Михаила. Ярмарки продолжаются до 8 дней.
«Здешние жители,— писал о водолажцах путешественник Гюльденштедт в 1774 г.,— весьма зажиточные люди, ведут торговлю и занимаются ремеслами; здесь есть лавки, в которых всегда можно найти нужное для жизни, товары бумажные, шелковые, бакалейные. Между ремесленниками здесь особенно много садовников и гончаров. Сделанные из здешней глины тарелки и кафли тверды и бледно-желты, черепицы не уступают голландским». Все это и ныне есть в Новой Водолаге, но торговля ныне уже не столько обогащает их, сколько прежде. Самый выгодный предмет торговли, от которого наживали большие капиталы, был вино. Ныне это прекратилось. Тем не менее слобода Новая Водолага остается богатой слободой.
В переписи 1732 г. показаны в Водолаге две школы, из которых в одной 4 наставника, в другой — один. В описании городов Азовской губернии 1779 г. читаем о Новой Водолаге: «На иждивении тамошних обывателей заведено училище, в котором священническия дети обучаются латинскому языку до риторическаго класса, также арифметике, российс. граматике, правописанию и катихизису, по способности».
<<предыдущая||содержание||следующая>>