ЛИПЦЫ
При р. Харькове, по обе ее стороны, в двадцати восьми верстах от г. Харькова на большой дороге из Харькова и Полтавы в Москву.
В Чугуевском архиве находятся две памяти, относящиеся к поселению черкасов на р. Харькове. Помещаем их здесь.
«Г. Григорию Семеновичу (Куракину, Чугуевскому воеводе) Василий Шереметьев (Белогородский воевода). Подали челобитную Белогородские Никольские попы Иван Анфимов да Иван Никифоров: дано им к церкви Николая Чудотворца и к приделу Бориса и Глеба в дачи Белогородского уезда речка Лопань да Харьков со всяким угодьем. И в нынешнем 162 (1654) г. приехав с черкасских городов переезжие черкасы начали строиться в той их церковной вотчине, своим насильством, без Государева указу. И после того били челом они черкасы Государю, чтоб им дворами и пашнею в их Никольской вотчине на р. Лопани и Харькове построиться,— а назвали ту вотчину Чугуевским уездом и им дана Государева грамата в Чугуеве. А та их вотчина в Белогородском уезде, а не в Чугуевском. И будет, в Чугуеве в приказной избе есть грамата по челобитью их и велено черкасом селиться в Чугуевском уезде, а не в Белгородском: и тебе бы черкас, которые селятся на Белогородской земле, на р. Лопани и Харькове, велеть сослать и велеть им селиться на Чугуевской земле, где и указано».
«Лета 7163 (1655) Февраля 23 по Государеву Цареву В. К. Алексея Михайловича всея в. и м. и б. России Самодержца указу память Григорию Спешневу. Били челом Государю Ц. и В. К. Алексею Михайловичу всея вел. и м. и. б. России Самодержцу Чугуевские нововыезжие черкасы Максимка Тимофеев с товарищи 800 человек; а в челобитной их написано: приехали они черкасы на Чугуев Его Царскаго Величества Запорожскаго войска из городов с женами и детьми на вечное житье,— а на Чугуеве они пашнею и сенными покосы не устроены, и Государь бы их Черкас пожаловал, велел их на Чугуеве устроить землями и сенными покосы против их брать и прежних Черкас в Чугуевском же уезде в урочище меж Лопани и Харькова. И Государь Царь и В. К. Алексей Михайлович всея в. и м. и б. Г. Самодержец пожаловал чугуевских черкас Максимку Тимофеева с товарищи 800 человек, велел их устроить в чугуевском уезде в урочище меж Лопани и Харькова под дворы и под огороды и под гуменные места велеть дать против чугуевских черкас и на пашню земли по 10 четей человеку в поле, а в два потомуж. А будет в тех урочищах землею скудно: и им черкасом дать по 8 четей человеку в поле, а в дву потомуж. А сенных покосов дать им черкасом против земель их в поле. И по Государеву Ц. в. В. указу указ Григорию Спешневу: чугуевским нововыезжим черкасом Максимке Тимофееву с товарищи 800 человек в чугуевском уезде в урочище меж Лопина и Харькова под дворы и под огороды и под гуменные места и пашенной земли и сенных покосов и всяких угодий дать им против его Государева указу и устроить их на вечное житье с женами и детьми без всякаго мотчанья, не дожидаяся о том иного Государева указу, чтоб им черкасом в нынешнее весеннее время без пашни и в лето без хлеба не быть и чтоб впредь от них о том к Государю челобитья не было. А кого имяны черкас Максима Тимофеева с товарищи 800 человек землями и сенными покосы и всякими угодьи устроишь и в которых местех и что около их каких крепостей будет и что у кого детей муж. пола и женска и каких лет которыя дети, тому всему за своею рукою прислать к Государю к Москве в разряд. Иван Северов. Марта 8 д. подал память челобитчик Максимка Тимофеев».
К сожалению, в архиве не отыскалось ответа чугуевского, требованного последней памятью относительно мест, где поселены 800 семей черкасских меж Лопанью и Харьковом. При недостатке прямых письменных отзывов считаем за вероятное, что эти черкасы образовали нынешнюю слободу Липцы, и часть их населила сл. Лопань. Такое мнение сообразно как с местностью этих слобод при близости их к Белгородскому уезду, так с множеством семей черкасских, упоминаемых в указе; да оно же подкрепляется и тем, что село Липцы под прямым своим наименованием встречается в харьковских актах уже с 1663 г. Черкасы, поселенцы р. Харькова, упоминаемые в памятях, называются чугуевскими или черкасами чугуевской службы. И боярские дети с. Бабаев говорят о себе, что они сперва состояли в чугуевской службе, но в 1658 г. переписались в службу по г. Харькову. Вероятно, с того же времени и городок Липцы стал сотенным местечком Харьковского полка.
В Харьковском уездном суде есть дело 1721 г. о межах земель с. Липца и с. Проходов. Здесь межевая выписка 1695 г. черкасам с. Липца: «Вверх Липцом до устья Лозоваго Колодезя, что словет большая Россом и по Лозовому колодезю 2100 саж. На лево в гору и правою стороною плосскаго Лога 1680 саж. до Краснаго Сели-трянаго кургана, который стоит возле большой дороги в 50 саж. Ст Селитрянаго кургана вправо по харьковской дороге к Белгороду 1260 саж. до кургана, что словет долгая Могила и до земли дер. Черемушной. Ма праве земля белогор. уезду Подгороднаго стану деревни Липца, а на леве харьков. уезда села Липца черкасов». Ныне граница уездов отодвинута здесь верст на 7 на юг.
Ныне в Липцах три храма: Покровский, Рождества Христова и Св. Николая. Первый Покровский храм в Липцах построен прежде 1678 г. и, вероятно, в 1655 г. После пожара 1848 г., истребившего деревянный храм, построенный в 1800 г., новый храм Покрова освящен в 1851 г. .
Храм Рождества Христова, по всей вероятности, основан при первом населении Липцов, т. е. в 1655 г. Метрики липецкой Рождественской церкви начинаются с 1722 г. По переписи 1732 г. При этом храме школа.
В 1783 г. освящен каменный храм Рождества Спасителя. Попечителями о построении его были капитан Иван Меркулов, церковный староста Петр Непишный и священник Федор Клеваный. Старанием священника Ивана Черняева в 1821 г. храм покрыт железом, глава и крест вызолочены; в 1826 г. купец Дмитрий Ковалев, урожденец липецкий, пожертвовал 2000 р. ассигнациями на возобновление иконостаса; в 1824 г. построена колокольня.
Третий липецкий храм во имя Св. Николая первоначально был придельным при храме Покрова Пресв. Богородицы; он был устроен «7186 (1678) г. коштом и старанием доброхотных дателей на мирских двох комарах на колокольне; а священнослужение в оной церкви отправлялось по 724 г., когда по осмотру преосвящ. Епифания антиминс взят». Так писал в 1740 г. премьер-майор слободского драгунского полка Матвей Куликовский, который тогда же просил дозволения построить храм Свят. Николая в 150 саж. от Покровского храма, невдали от двора его, Куликовского. По словам старожилов, храм устроен был в доме помещика Павла Чернякова и освящен был в 1742 г. В 1794 г. построен ныне существующий каменный храм во имя Свят. Николая.
В числе прихожан липецких замечательным лицом был храмоздатель Рождественской церкви Петр Непишный. «Писарь Петр Гаврилов сын Непишный» (так назывался он в бумагах) довел до сведения военной коллегии о разных злоупотреблениях полковника Харьковского полка Куликовского. Следствием была огромная судебная переписка. В Харькове с 1761 г. открыта была судная комиссия под председательством бригадира Брандфельда о похищении полковником Куликовским денежной казны, принятой на жалованье казакам, о разорении и обидах, причиняемых казакам, равно и других злоупотреблениях. Эта комиссия продолжала исследования свои целые шесть лет, для окончания их определены были полковник Николай Чорба и майор Бедряга и дело окончилось при генерал-майоре Евдокиме Алексеевиче Щербинине. Независимо от сего суда, вследствие того же дела князь Кантемир требовал к себе подробные сведения о помещичьих землях Слободской Украины. Петр Гаврилович Непишный не раз сидел под караулом, хотя особым распоряжением освобожден был от всякой зависимости от полкового начальства. Так как в 1763 г. он является церковным старостой и храмоздателем, то это показывает, что грозные дела, возникшие по его ревности к правде, окончились без большого вреда для его личности.
Жители Липец страдали: а) от холеры 1831 г., от коей в Рождественском приходе умерло 12 человек, в Николаевском — до 50 человек; б) от пожара 1836 г., когда в Николаевском приходе сгорело до 70 дворов; в) от холеры 1848 г., от коей в Николаевском приходе умерло до 79 человек, в Рождественском — 28; г) от пожара 1848 г., истребившего церковь Покровскую и несколько дворов Покровского и Рождественского приходов; д) от цинги 1849 г., от коей в Рождественском приходе умерло 8 человек. Средства к жизни доставляют липчанам, кроме хлебопашества, некоторые простые ремесла, торговля рыбой и солью, за которыми ездят на Дон и в Крым. Ярмарки Липецкие довольно значительны в крае, их три: мая 1, июня 29 и сентября 1. Любопытные черты торговли липецких черкасов передает путешественник Зуев, проезжавший Липцы и Харьков в 1781 г. Черты эти любопытны тем более, что они тогда, как видно, были общи для всех черкасов, а ныне их нет уже нигде. «Это было в воскресенье 22 дня поутру, что мы из русскаго селения въехали вдруг в прямо малороссийское. Кого ни надобно, все были на базаре. Улицы были уставлены привезенными на телегах съестными припасами, овощами и крымскою солию; у домов и по лавкам находились боченки и большия сулеи с горелкою и медом; все походило на ярмарку, но ярмарочнаго ничего не было. Одно вино и соль покупают тут на наличныя деньги, прочее все — на промен, даже и с переводом. Так, напр. торгует кто горшок, цена ему известна, сколько бы он велик ни был, чтобы купить его, надобно насыпать его дважды рожью; с оным он пойдет покупать молока, молошник нальет его однажды, горшек возмет себе, а молоко тому, кто покупает, с сим он пойдет за рыбою, или за фруктами, или что угодно, променивает на то, прибавляет, если что дороже, из носимаго с собою запасу, сколько договорится и добравшись до того, что ему нужно, возвращается домой».
<<предыдущая||содержание||следующая>>