4.2 ПЛОЩАДЬ ФЕЙЕРБАХА

В XVIII веке это была окраина Харькова. По плану 1785 года здесь, за Вознесенской площадью—-она называлась так по одноименной церкви — кончалась городская черта и начиналась подгородная Немышлянская слобода. В этом районе протекает речка Немышля. В начале XIX века на Вознесенской площади так же, как и на соседней Михайловской (ныне площадь Руднева), проходили торги.
Летом 1800 года на стене колокольни появился пасквиль на императора Павла I. Об этом случае донесли в Петербург. Все, кто видел и держал в руках пасквиль, были немедленно арестованы и препровождены в столицу, где их допрашивал сам царь. Но автора пасквиля не нашли. Разгневанный Павел I приказал поставить на Вознесенской площади виселицу для пасквилянта и объявить, что если к назначенному сроку его не найдут, то будут бить кнутами каждого десятого харьковчанина, город уничтожат, а всех жителей сошлют в Сибирь. На второй день после сооружения виселицы на ней появилось чучело Павла I. И только смерть царя спасла
жителей от наказания.
Вознесенская площадь застраивалась медленно. Только во второй половине прошлого века здесь появились каменные здания. В 1857 году на площади построили постоянную станцию электрических телеграфов (архитектор Шевцов). В 1877 году было закончено строительство большого здания реального училища (ныне Институт механизации и электрификации сельского хозяйства), сооруженного по проекту архитектора В. Михайловского. На том месте, где сейчас находится новый корпyc Института инженеров железнодорожного транспорта, в 1879 году возвели здание для 2-й женской гимназии. В 1880 году на площади был разбит сквер. В западной ее части в 1910 году построили четырехэтажное здание для Управления Северо-Донецких железных дорог и Харьковского железнодорожного училища, основанного в 70-х годах прошлого века.
На Вознесенской улице, выходящей на площадь, в доме № 3, в 1917 году помещался Харьковский комитет РСДРП (б) и редакция газеты «Пролетарий». С ноября 1917 года в этом доме находилась редакция и контора газеты «Донецкий пролетарий», а также районный штаб Красной гвардии Городского района. После победы Великого Октября на углу площади и улицы Фейербаха возведено большое здание Советской хирургической больницы. Железнодорожное училище было преобразовано в техникум, а позже — в Высшие технические курсы НКПС. В годы первой пятилетки на площади Фейербаха открылись новые учебные заведения: Геодезический институт, а затем на его базе Институт механизации и электрификации сельского хозяйства (1930 год) и Институт инженеров железнодорожного транспорта, организованный в 1930 году на базе Высших технических курсов НКПС. В помещении бывшей женской гимназии начала работать средняя школа № 21. Во время Великой Отечественной войны, 24 октября 1941 года, когда фашисты ворвались в Харьков, оборону в районе площади Фейербаха держали харьковские ополченцы. В здании Института инженеров железнодорожного транспорта размещался штаб полка народного ополчения.
После войны здания на площади восстановлены. В 1950 году по проекту архитекторов Н. Подгорного и Е. Гальперина сооружен новый корпус Института инженеров железнодорожного транспорта, соединенный со старым специальным переходом. На углу Московского проспекта и площади построен жилой дом для рабочих станкостроительного завода. Здание церкви перестроено и отдано в распоряжение Института механизации и электрификации сельского хозяйства.
Институт механизации и электрификации сельского хозяйства готовит инженеров механиков и инженеров-электриков по механизации и электрификации процессов сельскохозяйственного производства. На четырех факультетах института обучается более четырех тысяч студентов. Институт имеет учебно-опытное хозяйство.
Одним из крупнейших вузов страны транспортного профиля является Институт инженеров железнодорожного транспорта имени С. М. Кирова. На факультетах автоматики, телемеханики и связи, механическом, строительном, эксплуатационном, инженерно-экономическом готовят специалистов высокой квалификации для железнодорожного транспорта, разрабатываются проблемы, связанные с ускорением технического прогресса на железнодорожном транспорте и в других отраслях народного хозяйства.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz