3. СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ ГОРОДА

Улицы и площади, о которых рассказывается в этом разделе, расположены в Дзержинском и Киевском районах Харькова.
Заселение северной части качалось в конце XVII века, когда здесь возникли Рымарская и Сумская улицы. Застраивалась она очень медленно. Лишь в конце XVIII — начале XIX века постепенно образовались улицы Пушкинская, Гоголя, Чернышевского, Театральная площадь и другие, а позднее — нынешние улицы Артема, Гиршмана, Дзержинского, Иванова. В конце XIX — начале XX века появились улицы Бассейная (теперь Петровского), Барачная (ныне улица Культуры), Каразина.
Огромные строительные работы были осуществлены здесь в первые годы Советской власти: сооружались новые дома, застраивалась территория, прилегающая к городскому парку и ипподрому, возникли жилые кварталы за Госпромом. За годы предвоенных пятилеток в северной части города появились такие новые улицы и площади, как площадь Дзержинского, проспект «Правды», улицы 8-го Съезда Советов, Ромена Роллана, Красина. Веснина и другие. В благоустроенных домах селились рабочие Харьковских заводов и фабрик, советская интеллигенция.
В послевоенные годы за площадью Дзержинского развернулось строительство новой большой магистрали-проспекта Ленина, начало которому положено еще в до военный период. Одновременно началось большое жилищное строительство на Павловом Поле, Клочковской улице, Алексеевке.


3.1 КЛОЧКОВСКАЯ УЛИЦА

В XVIII веке в черте города находилась небольшая слобода Клочковка. Считают, что ее основал харьковский полковой судья Клочко. Она имела 67 дворов и 85 домов Дорога, ведущая в слободу, начиналась от Университетского сада и дальше проходила по пескам. В первой чeтверти XIX века она называлась Песковской или Клочковской улицей.
В начале Клочковской улицы в 1824 году открыли рыбные лавки. Возле современного Бурсацкого моста в 30-х годах XIX века находились кузницы, а за ними каменные торговые бани. Часть Клочковской, прилегающая к Покровскому собору, долгое время оставалась не застроенной, потому что тут было болото, и лишь с 50-х годов XIX века здесь начали появляться жилые дома и различные торговые заведения. На углу Клочковской и бывшего Купеческого спуска была построена гостиница «Московская».
В 1909 году на улице была проведена трамвайная линия.
В 1924 году на Клочковской начались большие планировочные работы. На месте пустыря, перерезанного глубоким оврагом, устроили Клочковский съезд (теперь спуск Пассионарии), соединивший улицу с нынешней площадью Дзержинского. Тогда же на улице была продолжена линия трамвая.
После освобождения города от фашистских захватчиков на улице проведены большие восстановительные работы. В 1955 году на склоне Сада Шевченко, выходящего на Клочковскую, сооружена красивая каскадная лестница. В 1959 году была расширена проезжая часть улицы, продолжена трамвайная линия.
Долгое время на Клочковской, 52, находился ботанический сад Харьковского государственного университета имени А. М. Горького, основанный в первом десятилетии прошлого века. Сад, коллекция которого насчитывает около 900 видов растений (более 10 тысяч экземпляров) —представителей флоры разных стран мира,— база учебной и научно-исследовательской работы биологического факультета университета и других учреждений. Сейчас ботанический сад переносится в район Павлова Поля, где в Саржином Яру ведутся планировочные работы и высадка деревьев.
На Клочковской расположен ряд предприятий, среди которых заводы «Металлист», торгового машиностроения и пищевых кислот. Здесь находятся филиал Всесоюзного научно-исследовательского института пиво-безалкогольной промышленности, Украинский научно-исследовательский институт протезирования, протезостроения экспертизы и восстановления трудоспособности инвалидов, 8-я городская поликлиника, средняя школа, летний кинотеатр «Сосновая горка».
На улице размещается трест Харьковнефтьгазоразведка. За последние годы Харьковская область по добыче газа заняла первое место в европейской части Союза; обогнав такие известные районы, как Поволжье, Башкирия, Азербайджан. Харьковский природный газ подается в десятки городов Советского Союза и в несколько европейских стран.
Значительные строительные работы были осуществлены на Клочковской в девятой пятилетке. В конце улицы сооружен большой путепровод, по которому прошла объездная дорога вокруг Харькова от Московского до Сумского шоссе. У объездной дороги, на Алексеевке построен автоцентр Волжского автомобильного завода, предназначенный для ремонта и технического обслуживания тринадцати тысяч автомобилей «Жигули» в год. Он оборудован новейшей диагностической аппаратурой. При автоцентре расположен салон-магазин по демонстрированию и продаже автомобилей «Жигули».
Открыт красивый кинотеатр «Современник», завершены работы по строительству одного из крупнейших в стране Дворца водного спорта, расположенного на территории стадиона «Спартак». Здание построено по проекту архитектора П. И. Арешкина. Дворец имеет плавательные бассейны для взрослых и для детей, бассейн для прыжков в воду, несколько тренировочных залов, кинолектории и другие службы. Специальные телеустановки, смонтированные в бассейнах, позволяют следить за движением пловцов в воде, производить киносъемки.
В начале 1976 года на Клочковской была открыта 7-я детская городская больница на 500 мест с крупным поликлиническим отделением. Больница оснащена новейшим оборудованием, специальными лабораториями, видеотелефоном и телетайпной связью.
На улице ведется большое жилищное строительство. В девятой пятилетке согласно проекту, разработанному институтом Харьковпроект, началась застройка микрорайонов Павловки, занявших значительную территорию вдоль улицы Клочковской. В недалеком будущем на отрезке улицы от спуска Пассионарии до завода пищевых кислот будут сооружены высотные здания. На территории в 290 гектаров возникнет пять микрорайонов, объединенных в единый жилой массив площадью 650 тысяч квадратных метров жилья.
Особенно значительное жилищное строительство развернулось в северной части улицы в районе Алексеевки. В 1971 — 1975 годах сооружено много жилых зданий, в том числе общежития для ряда институтов и техникумов города. В десятой пятилетке Алексеевка становится одним из основных центров жилищного строительства в Харькове, занимая в общем объеме строительства свыше 19 процентов. Здесь вырастут 336-й и 337-й микрорайоны, застроенные 9-, 12- и 16-этажными домами, в которых будет жить около 30 тысяч человек. В 1978 году на Алексеевском массиве начнется строительство экспериментального жилого комплекса в составе 338-го и 339-го микрорайонов. Программа эксперимента, утвержденная Госстроем СССР, имеет в виду повысить эффективность использования ценных земель и возможность дальнейшего внедрения прогрессивных решений в практику массового строительства в Харькове.
Большие изменения в скором времени произойдут на улице Клочковской. Магистраль будет реконструирована, она станет почти прямой. Ширина магистрали будет доведена до 80, а в отдельных местах — до 100 метров.



<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz