3. СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ ГОРОДА
Улицы и площади, 
  о которых рассказывается в этом разделе, расположены в Дзержинском и Киевском 
  районах Харькова.
  Заселение северной части качалось в конце XVII века, когда здесь возникли Рымарская 
  и Сумская улицы. Застраивалась она очень медленно. Лишь в конце XVIII — начале 
  XIX века постепенно образовались улицы Пушкинская, Гоголя, Чернышевского, Театральная 
  площадь и другие, а позднее — нынешние улицы Артема, Гиршмана, Дзержинского, 
  Иванова. В конце XIX — начале XX века появились улицы Бассейная (теперь Петровского), 
  Барачная (ныне улица Культуры), Каразина.
  Огромные строительные работы были осуществлены здесь в первые годы Советской 
  власти: сооружались новые дома, застраивалась территория, прилегающая к городскому 
  парку и ипподрому, возникли жилые кварталы за Госпромом. За годы предвоенных 
  пятилеток в северной части города появились такие новые улицы и площади, как 
  площадь Дзержинского, проспект «Правды», улицы 8-го Съезда Советов, Ромена Роллана, 
  Красина. Веснина и другие. В благоустроенных домах селились рабочие Харьковских 
  заводов и фабрик, советская интеллигенция.
  В послевоенные годы за площадью Дзержинского развернулось строительство новой 
  большой магистрали-проспекта Ленина, начало которому положено еще в до военный 
  период. Одновременно началось большое жилищное строительство на Павловом Поле, 
  Клочковской улице, Алексеевке.
 
  3.1 КЛОЧКОВСКАЯ УЛИЦА 
В XVIII веке в черте 
  города находилась небольшая слобода Клочковка. Считают, что ее основал харьковский 
  полковой судья Клочко. Она имела 67 дворов и 85 домов Дорога, ведущая в слободу, 
  начиналась от Университетского сада и дальше проходила по пескам. В первой чeтверти 
  XIX века она называлась Песковской или Клочковской улицей.
  В начале Клочковской улицы в 1824 году открыли рыбные лавки. Возле современного 
  Бурсацкого моста в 30-х годах XIX века находились кузницы, а за ними каменные 
  торговые бани. Часть Клочковской, прилегающая к Покровскому собору, долгое время 
  оставалась не застроенной, потому что тут было болото, и лишь с 50-х годов XIX 
  века здесь начали появляться жилые дома и различные торговые заведения. На углу 
  Клочковской и бывшего Купеческого спуска была построена гостиница «Московская».
  В 1909 году на улице была проведена трамвайная линия.
  В 1924 году на Клочковской начались большие планировочные работы. На месте пустыря, 
  перерезанного глубоким оврагом, устроили Клочковский съезд (теперь спуск Пассионарии), 
  соединивший улицу с нынешней площадью Дзержинского. Тогда же на улице была продолжена 
  линия трамвая.
  После освобождения города от фашистских захватчиков на улице проведены большие 
  восстановительные работы. В 1955 году на склоне Сада Шевченко, выходящего на 
  Клочковскую, сооружена красивая каскадная лестница. В 1959 году была расширена 
  проезжая часть улицы, продолжена трамвайная линия.
  Долгое время на Клочковской, 52, находился ботанический сад Харьковского государственного 
  университета имени А. М. Горького, основанный в первом десятилетии прошлого 
  века. Сад, коллекция которого насчитывает около 900 видов растений (более 10 
  тысяч экземпляров) —представителей флоры разных стран мира,— база учебной и 
  научно-исследовательской работы биологического факультета университета и других 
  учреждений. Сейчас ботанический сад переносится в район Павлова Поля, где в 
  Саржином Яру ведутся планировочные работы и высадка деревьев.
  На Клочковской расположен ряд предприятий, среди которых заводы «Металлист», 
  торгового машиностроения и пищевых кислот. Здесь находятся филиал Всесоюзного 
  научно-исследовательского института пиво-безалкогольной промышленности, Украинский 
  научно-исследовательский институт протезирования, протезостроения экспертизы 
  и восстановления трудоспособности инвалидов, 8-я городская поликлиника, средняя 
  школа, летний кинотеатр «Сосновая горка».
  На улице размещается трест Харьковнефтьгазоразведка. За последние годы Харьковская 
  область по добыче газа заняла первое место в европейской части Союза; обогнав 
  такие известные районы, как Поволжье, Башкирия, Азербайджан. Харьковский природный 
  газ подается в десятки городов Советского Союза и в несколько европейских стран.
  Значительные строительные работы были осуществлены на Клочковской в девятой 
  пятилетке. В конце улицы сооружен большой путепровод, по которому прошла объездная 
  дорога вокруг Харькова от Московского до Сумского шоссе. У объездной дороги, 
  на Алексеевке построен автоцентр Волжского автомобильного завода, предназначенный 
  для ремонта и технического обслуживания тринадцати тысяч автомобилей «Жигули» 
  в год. Он оборудован новейшей диагностической аппаратурой. При автоцентре расположен 
  салон-магазин по демонстрированию и продаже автомобилей «Жигули».
  Открыт красивый кинотеатр «Современник», завершены работы по строительству одного 
  из крупнейших в стране Дворца водного спорта, расположенного на территории стадиона 
  «Спартак». Здание построено по проекту архитектора П. И. Арешкина. Дворец имеет 
  плавательные бассейны для взрослых и для детей, бассейн для прыжков в воду, 
  несколько тренировочных залов, кинолектории и другие службы. Специальные телеустановки, 
  смонтированные в бассейнах, позволяют следить за движением пловцов в воде, производить 
  киносъемки.
  В начале 1976 года на Клочковской была открыта 7-я детская городская больница 
  на 500 мест с крупным поликлиническим отделением. Больница оснащена новейшим 
  оборудованием, специальными лабораториями, видеотелефоном и телетайпной связью.
  На улице ведется большое жилищное строительство. В девятой пятилетке согласно 
  проекту, разработанному институтом Харьковпроект, началась застройка микрорайонов 
  Павловки, занявших значительную территорию вдоль улицы Клочковской. В недалеком 
  будущем на отрезке улицы от спуска Пассионарии до завода пищевых кислот будут 
  сооружены высотные здания. На территории в 290 гектаров возникнет пять микрорайонов, 
  объединенных в единый жилой массив площадью 650 тысяч квадратных метров жилья.
  Особенно значительное жилищное строительство развернулось в северной части улицы 
  в районе Алексеевки. В 1971 — 1975 годах сооружено много жилых зданий, в том 
  числе общежития для ряда институтов и техникумов города. В десятой пятилетке 
  Алексеевка становится одним из основных центров жилищного строительства в Харькове, 
  занимая в общем объеме строительства свыше 19 процентов. Здесь вырастут 336-й 
  и 337-й микрорайоны, застроенные 9-, 12- и 16-этажными домами, в которых будет 
  жить около 30 тысяч человек. В 1978 году на Алексеевском массиве начнется строительство 
  экспериментального жилого комплекса в составе 338-го и 339-го микрорайонов. 
  Программа эксперимента, утвержденная Госстроем СССР, имеет в виду повысить эффективность 
  использования ценных земель и возможность дальнейшего внедрения прогрессивных 
  решений в практику массового строительства в Харькове.
  Большие изменения в скором времени произойдут на улице Клочковской. Магистраль 
  будет реконструирована, она станет почти прямой. Ширина магистрали будет доведена 
  до 80, а в отдельных местах — до 100 метров.
  
  
  
   
<<предыдущая||содержание||следующая>>