2.3 УЛИЦА СВЕРДЛОВА

Одна из центральных улиц Харькова названа именем выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства Я. М. Свердлова в марте 1919 года.
Улица возникла в последней четверти XVII века как Дорога на Полтаву, и поэтому долгое время называлась Полтавской. Она была настолько болотистой, что для проезда от крепости к подножию Холодной Горы приходилось замащивать дорогу хворостом. Там, где сейчас находится круглый сквер (между улицами Энгельса и Ярославской), улица прерывалась небольшим озером, через которое были сделаны гать и мостик. Во второй половине XVIII века по улице проходила дорога не только на Полтаву, но и в Новороссийский край, а позже на Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Соответственно этому менялось название улицы.. Наряду с Полтавской ее называли Новороссийской, пока, наконец, за ней не закрепилось название Екатеринославской. В конце XVIII века это была улица купцов и чиновников. Живших здесь ранее крестьян переселили в слободы.
В 1804 году в конце Екатеринославской, при въезде в город, установили заставу. Таких застав насчитывалось 10. Их организовали в связи с тем, что винная торговля в городе была на откупе, а в близлежащих селах вино было значительно дешевле. На заставах прохожих обыскивали откупные кордонщики. В 1807 году на заставах установили еще и рогатки, которые поднимали лишь после обыска проезжавших.
В начале XIX века на Екатеринославской улице, в доме матери, находившемся напротив нынешнего кинотеатра «Спорт», жил известный украинский писатель Г. Ф. Квитка-Основьяненко. В то время улица была за строена в основном домами под соломой. Каменных и деревянных зданий было очень мало. Как и раньше улицу пересекало озеро с деревянным мостиком, но теперь его окружали дома, и здесь образовалась небольшая круглая площадь. Начиная с 1837 года в соответствии с «Положением об упорядочении губернского города Харькова», запрещавшим строительство деревянных зданий на центральных улицах города, на Екатеринославской начали возводить каменные дома.
С конца 30-х годов прошлого столетия улица начала расти на запад. Сюда, на Холодную Гору, не входившую в черту города, переселилось из центра немало бедняков не имевших возможности поддерживать свои дома в таком состоянии, которого требовало «Положение».
Холодная Гора открыта ветрам значительно больше, чем местность, расположенная внизу. Отсюда и ее название. Однако в народе живет легенда, будто на этой горе жил когда-то переселенец с Правобережной Украины по прозвищу Холод. Однажды Холода взяли в плен татары дом его разрушили, и в народной памяти осталось только его имя, давшее название этой местности. Холодную Гору раньше покрывал густой лес, и в жаркие дни можно было пройти тенистыми тропками до самого Куряжа.
На Холодной Горе, недалеко от кладбища, в доме известного переводчика произведений В. Шекспира И. Кронеберга с 9 по 16 июня 1846 года жил русский критик В. Г. Белинский. Здесь он встречался с членами харьковского литературного кружка.
В середине прошлого столетия Екатеринославская улица застроилась до нынешней улицы Володарского. Дальше, за Холодной Горой, на полпути между Харьковом и Куряжем, находилось большое каменное здание трактира, называемого в городе «Залютино». По названию трактира получила, вероятно, название и прилегающая местность.
В середине XIX века левая сторона Екатеринославской улицы от нынешней улицы Маршала Конева до Холодной Горы была уже застроена небольшими домиками, в которых жили ремесленники и отставные солдаты, правая представляла собой сплошной пустырь со многими болотами. Город купцов и помещиков начинался за Дмитриевской церковью и тянулся к реке Лопань. Здесь жили чиновники губернского правления, в том числе и сам губернатор. Вот почему Екатеринославскую уже в 50-х го-дах XIX века замостили от Лопанского моста до нынешней улицы Малиновского. При строительстве мостовой улицу выровняли, а озеро засыпали, и на его месте разбили скверы (они существуют и сейчас). Приблизительно в то же время был упорядочен подъем на Холодную Гору. Благоустроенная часть улицы в снежные зимы служила местом санного катания.
В 1874 году в начале Екатеринославской улицы, на месте нынешней гостиницы «Спартак», построили оперный, или, как его тогда называли, «лирический» театр. Это большое деревянное сооружение с чугунными лестницами, рассчитанное на 935 человек, возвели на средства военного врача Пащенко, увлекавшегося оперным искусством. Первый спектакль в новом оперном театре состоялся 26 декабря 1874 года. В театре работала русская оперная труппа под руководством Бергера, в составе которой были известные артисты Милорадович и Вилюнская. Славился в те времена оркестр харьковской оперы, состоявший из бывших крепостных музыкантов. Дирижером театра был известный русский композитор К. П. Вильбоа. Спустя год после открытия театра, в связи со смертью Бергера, антрепризу взял на себя Пащенко. В первые четыре сезона театр поставил оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Аскольдова могила» А. Н, Верстовского, «Галька» С. Монюшко, «Фауст» Ш. Гуно, «Трубадур», «Травиата», «Риголетто» Д. Верди и другие.
В 1885 году Харьковский оперный театр посетил великий русский композитор П. И.Чайковский. Еще в 1884 году он писал брату: «В Харькове между двумя поездами я успел съездить в город. Проходя мимо театра, увидел: объявлено на этот вечер «Евгения Онегина». Очень мне хотелось остаться, тем более, что Харьков вообще мне симпатичен...». А через полтора года, в октябре 1885 года, композитор снова посетил Харьков и побывал в театре: «Приехал еще вчера,— писал он,— и вечером, взяв литерную ложу, сидел и слушал концерт, данный известной певицей Моттэ. Как было весело слушать несколько своих произведений...».
В 1886 году в связи с отсутствием средств опера прекратила свое существование, а в 1891 году деревянное здание оперы сломали.
В 1883 году на Екатеринославской (в доме № 30) открылось музыкальное училище, преобразованное из музыкальных классов, созданных в октябре 1871 года. В здании училища находилось правление Харьковского музыкального общества. Во время пребывания в Xapькове 15 марта 1893 года училище посетил П. И. Чайковский. В училище долгое время хранился рояль, на котором играл великий пианист А. Г. Рубинштейн.
С начала 70-х годов XIX века, когда в жизни Xapькова все большее значение начала приобретать железная дорога, Екатеринославская стала одной из главных торговых улиц города. Здесь появилось большое количество торговых учреждений, гостиницы, рестораны, мастерские.
В 1880 году на. возвышенной части улицы был сооружен главный запасной резервуар харьковского водопровода. Вода в него накачивалась из Карповского источника.
Первая в Харькове конная железная дорога, проложенная в 1882 году, шла по центру города от Привокзальной, площади по Екатеринославской до здания биржи (то есть до угла площадей Советской Украины и Розы Люксембург), позже — до Конной площади (ныне площадь Восстания). Конку построили французские предприниматели, а спустя несколько лет, в 1886 году, продали ее бельгийскому акционерному обществу. По соглашению с городской думой общество сохраняло монопольные права на городской транспорт на протяжении 42 лет. Поэтому, когда в начале XX века в Харькове открылось трамвайное сообщение, линию трамвая проложили на окраинах города.
История улицы Свердлова богата событиями.
В 1882—1883 годах в Харькове на Дмитриевской улице, пересекающей Екатеринославскую, жила по подложному паспорту известная революционерка, одна из руководителей «Народной воли» Вера Фигнер. Она приехала в Харьков для восстановления ослабленной арестами народнической организации. 10 февраля 1883 года В. Фигнер была арестована на Екатеринославской улице.
В бурные дни революции 1905 года на Екатеринославской произошло вооруженное столкновение рабочих с казаками. Вечером 10 октября, возвращаясь после митинга на Ващенковской леваде, колонна рабочих возле круглого сквера была обстреляна преградившим ей дорогу казачьим отрядом. Боевая дружина рабочих вступила в перестрелку с казаками, вынудив их отступить к Лопанскому мосту. Ее поддержали рабочие, захватившие оружие в оружейном магазине (ныне здесь кинотеатр имени Дзержинского). Нападение казаков было отбито.
В 1917 году на Екатеринославской, 8, работало Центральное бюро профессиональных союзов Харькова. В доме № 13 в 1919 году находился Харьковский штаб частей особого назначения (ЧОН), созданных для борьбы с бандитизмом.
После победы Великого Октября улицу благоустроила. Место конки занял трамвай. Улицу заасфальтировали и в районе Холодной Горы застроили новыми административными и жилыми зданиями.
В годы Великой Отечественной войны по улице с боями отступали, покидая город, последние части Красной Армии. Здесь дрались с врагом народные ополченцы. Бои на западной окраине города начались с утра 20 октября 1941 года и продолжались несколько суток. Противник бросил в наступление три полностью укомплектованные пехотные дивизии, усиленные артиллерией и 120 танками. С воздуха вражеские войска поддерживали 150 самолетов. Главный удар фашистов приняли на себя части 216-й стрелковой дивизии, 57-й бригады войск НКВД и Харьковский полк народного ополчения. Утром 23 октября фашисты открыли артиллерийский огонь по Холодной Горе, особенно по улице Свердлова, продолжавшийся более двух часов. В 9 часов утра гитлеровцы силами двух дивизий начали атаку, но встретили упорное сопротивление. Огонь из всех видов оружия заставил фашистов остановиться. Наводчик 45-миллиметровой противотанковой пушки красноармеец Сухин, находясь на окраине улицы Свердлова, подпустил вражеские танки на близкое расстояние, а затем открыл огонь. Один за другим запылали два танка, остальные повернули обратно. В это же время сержант Шилов пулеметным огнем отрезал пехоту и заставил ее залечь. Наступление захлебнулось.
Подтянув дополнительные силы, фашисты в 15 часов вновь перешли в наступление. На этот раз им удалось прорвать оборону, и на Холодной Горе завязались ожесточенные уличные бои, продолжавшиеся и ночью. Советские воины, умело используя местность, постройки улиц, устраивали засады на танки, прорывавшиеся вперед, и поджигали их бутылками с горючей смесью.
Ночью, произведя перегруппировку, наши войска заняли новую оборонительную линию по восточному берегу Лопани.
С улицей Свердлова связано проведение важной военной операции в октябре 1941 года. Когда фашисты приблизились к Харькову, особое подразделение минеров, которым командовал начальник одного из отделов Главного военно-инженерного управления Красной Армии полковник И. Старинов, начало секретную операцию по установке радиоуправляемых мин на Холодногорском и Усовском путепроводах. Для маскировки минеры днем оборудовали дзоты, а ночью в патронных ящиках, мешках и бутылках завозили и укладывали глубоко под землю взрывчатые вещества.
14 ноября 1941 года, спустя почти месяц после оккупации города, по сигналу с Воронежской радиостанции радиоминами были взорваны огромные заряды под Холодногорским мостом — так называемым Свердловским путепроводом. Мост упал на железнодорожную линию и надолго парализовал движение на дороге.
На Холодной Горе, в 9-й больнице, группа медицинских работников, в которую входили врачи П. С. Делевский В. Ф. Никитинская, В. Ф. Центилович, М. А. Мещанинова, В. И. Воротинцев, заведующая аптекой А. М. Зизина, заведующая лабораторией Е. А. Мещанинова, медсестры Н. Я. Семеренко-Орлова, Л. В, Бонда и другие, спасали раненых бойцов и командиров Красной Армии, а позже—пленных воинов из концентрационного лагеря.
Группа Мещанинова организовала лечение раненых бойцов, снабжала их документами, одеждой, помогала им перейти линию фронта. Более двух тысяч раненых были вылечены медиками 9-й больницы за годы фашистской оккупации Харькова. В Харьковском историческом музее хранятся письма, адресованные отважным патриотам, в которых спасенные ими люди с большой теплотой и сердечностью благодарят коллектив больницы за мужество.
После освобождения города разрушенная оккупантами улица была восстановлена. В 1954 году введен в строй Свердловский путепровод (художественное оформление архитектора А. М. Мацкевича). Широкий железобетонный мост с красивыми литыми чугунными перилами и светильниками украсил улицу, В 1958 году был сооружен Лопанский мост.
Выросли десятки новых жилых домов. Один из них (архитекторы В. Донской и В. Выродов) поднялся на углу улиц Свердлова и Красноармейской. Здесь живут работники завода «Красный Октябрь». На первом этаже расположена библиотека имени И. Франко, насчитывающая свыше 40 тысяч книг.
На улице Свердлова — две библиотеки, пять кинотеатров. В районе Холодной Горы выросло новое здание Дома культуры строителей.
В 1949 году на Свердлова, 18, начал работать Xapьковский областной драматический театр, преобразованный 23 октября 1960 года в Театр юного зрителя.
Улица Свердлова — один из оживленных торговых оайонов города. Здесь расположены десятки магазинов, ателье, кафе, рестораны, гостиницы. В 1972 году на углу улиц Свердлова и Красноармейской сооружен десятиэтажный Дом быта, построенный по проекту архитекторов Э.Лебедева, Б. Клейна, В. Антонова.
С каждым годом улица все больше благоустраивается, улучшаются ее транспортные коммуникации.
В 1964 году от улицы Свердлова по улице Маршала Конева, через реку Лопань и дальше к улице Октябрьской Революции проложена новая трамвайная линия, которая дала возможность частично разгрузить улицу от потоков внутригородского транспорта. Для удобства пешеходов на углу улиц Свердлова и Красноармейской построен тоннель, открытие которого состоялось в 1970 году. В дальнейшем тоннель будет соединен с вестибюлем станции метрополитена.
Значительное строительство развернулось на магистрали в районе Холодной Горы. Здесь в годы девятой пятилетки начались большие работы по реконструкции старых кварталов. В новом жилом районе, расположенном между улицами Свердлова, Нариманова и Воложановской, поднимаются ввысь многоэтажные жилые дома с улучшенной планировкой квартир.
23 августа 1975 года на Холодной Горе вступила в строй действующих станция метрополитена «Улица Свердлова». Станция мелкого заложения, колонного типа. Из подземных переходов пассажиры попадают в вестибюль, а затем по лестницам спускаются в станционный зал. Огромный подземный зал длиной в сто метров поддерживают два ряда колонн, отделанных белоснежным мрамором. Стены посадочных залов облицованы белым уральским мрамором, а цоколь — черным лабрадоритом. Пол станции устлан красным полированным гранитом. Станция метрополитена «Улица Свердлова» рассчитана на обслуживание двадцати тысяч человек в час. Она связала район Холодной Горы с Привокзальной площадью. Коммунальным рынком, центром города, стадионом «Металлист», заводами. В будущем со станции метро «Улица Свердлова» через Залютино поезда пойдут в район Новой Баварии. Магистраль, связывающая центр с западным районом города, в 1958 году украсилась памятником Я. М. Свердлову. Бронзовый бюст первого Председателя ВЦИК работы скульптора Я, И. Рыка установлен на пьедестале из красного гранита. Памятник сооружен на территории овального сквера.

 

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz