ХАРЬКОВ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ

Наиболее развитой отраслью промышленности Харькова— одного из крупнейших индустриальных центров страны — является машиностроение и металлообработка. Харьковский машиностроительный узел — самый крупный в республике. Высокий удельный вес в общесоюзном разделении труда имеет Харьков по энергомашиностроению, тракторостроению, станкостроению и транспортному машиностроению. В городе хорошо развиты также электротехническая промышленность, тяжелое и полиграфическое машиностроение, приборостроение, производство оборудования для различных отраслей народного хозяйства. Всего в Харькове насчитывается более 80 машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий. Здесь работает один из крупнейших в стране тракторный завод имени С. Орджоникидзе. В городе есть ряд специализированных заводов-смежников, тесно связанных по кооперированию с ХТЗ: это моторостроительный «Серп и молот», тракторных самоходных шасси, тракторных и пусковых двигателей, завод имени М. В. Фрунзе, завод «Поршень». Переход на серийное производство нового вида трактора Т-150 потребовал строительства новых специализированных заводов в различных городах области.
По выпуску турбин, генераторов и энергетического оборудованиия Харьков занимает второе после Ленинграда место в стране. Их производство осуществляется на заводах: турбинном имени С. М. Кирова, «Электротяжмаш» имени В. И. Ленина, «Электромашина». Электротехническое машиностроениe представлено заводами ХЭЛЗ, ХЭМЗ, электроаппаратным, "Южкабель", электротехнического оборудования. Крупнейшие предприятия транспортного машиностроения —заводы транспортного машиностроения имени В. А. Малышева и велосипедный имени Г. И. Петровского. Харьков занимает первое место на Украине по производству станков. Здесь работают такие крупные предприятия, как станкостроительный завод имени С. В. Косиора и завод агрегатных станков. Большое развитие в городе получила инструментальная промышленность. Подшипниковое производство представлено 8-м Государственным подшипниковым заводом, а приборостроение — заводами контрольно-измерительных приборов, «Прибор», «Теплоавтомат», «Точмедприбор», маркшейдерских инструментов и другими.
Близость к металлосырьевым базам и Донбассу способствовала развитию горношахтной, горнорудной, подъемно-транспортной и строительно-дорожной отраслей машиностроения. Крупные предприятия этих отраслей — заводы «Свет шахтера», подъемно-транспортного оборудования имени В. И. Ленина, экскаваторный, дорожных машин, бурового оборудования.
Производство машин и оборудования для различных отраслей народного хозяйства и бытовых машин налажено на заводах «Кондиционер», коммунального машиностроения, «Гидропривод», холодильных машин, «Электробритва».
Ремонт машин и оборудования производится на вагоно и авторемонтных заводах, на заводах по ремонту коммунального и пищевого оборудования и многих других. Им поставляют свою продукцию заводы металлоконструкций и металлоизделий.
Предприятия Харькова имеют кооперативные связи со многими заводами страны. Детали и готовые узлы машиностроительные предприятия Харькова получают из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Волгограда, Челябинска и многих других городов; сортовую сталь, стальной лист, чугун, трубы — из Донецка, Макеевки, Запорожья, Жданова; цветные металлы— из Артемовска, Куйбышева, Каменска-Уральского, Запорожья.
В Харькове развита полиграфическая промышленность. Здесь работает один из крупнейших на Украине полиграфический комбинат, книжная фабрика имени М. В. Фрунзе и ряд типографий.
В городе хорошо развиты и отрасли легкой промышленности: текстильная и трикотажная, швейная, кожевенно-обувная и меховая. Среди текстильных и трикотажных предприятий самые крупные — суконная фабрика «Красная нить», фабрика первичной обработки шерсти, прядильно-трикотажный комбинат, текстильная фабрика имени 35-летия Октября и другие. Различные изделия выпускает канатный завод — крупнейшее предприятие пенько-джутовой промышленности.
Из швейных предприятий самая мощная — фабрика имени Тинякова.
Большое развитие в Харькове получила кожевенно-обувная промышленность. Кожевенная фирма «Большевик» — одно из крупнейших предприятий такого профиля на Украине.
Сырье для предприятий легкой промышленности города поступает из Южного экономического района УССР, Северного Кавказа, Казахстана и Средней Азии.
В городе развиты маслобойная и жировая, мясная и молочная, хлебопекарная и кондитерская, пивоваренная и другие отрасли пищевой промышленности.
Большой размах строительства в Харькове вызвал значительный рост промышленности строительных материалов. Промышленность строительных материалов опирается на богатую
и разнообразную сырьевую базу области. Сырье для производства строительных материалов поступает также из Полтавской, Сумской, Белгородской, Ворошиловградской и других областей УССР и РСФСР.
В Харькове сосредоточено более 10 заводов по производству железобетонных конструкций и изделий, работают крупнейший в стране плиточный завод, заводы метлахских плиток и строительной керамики. Стеновые материалы выпускаются пятью кирпичными заводами, заводами силикатных изделий и шлакобетонных блоков. Работает предприятие кровельных материалов. Вяжущие материалы производят два цементных завода, заводы изоляционных и асбестоцементных материалов, гипса и сухой штукатурки.
Химическая и деревообрабатывающая промышленность, электроэнергетика, предприятия черной и цветной металлургии обслуживают потребности ведущих отраслей промышленности и население города.
Электроэнергию предприятия города получают от местных электростанций ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, Змиевской ГРЭС и других.
Промышленные предприятия Харькова имеют экономические связи со всеми союзными республиками и экономическими районами Советского Союза. Харьковские предприятия не только поставляют готовую продукцию во все районы страны, но и получают из них различное сырье, полуфабрикаты и готовые изделия.

ЗАВОДЫ

АГРЕГАТНЫХ СТАНКОВ Пащенковская ул., 22

Завод возник на базе двух частных мелких предприятий в 1929 году.
К концу первой пятилетки он специализировался на ремонте металлорежущих станков, а с 1936 года из унифицированных деталей начал выпускать станки.
В октябре 1941 года оборудование завода было эвакуировано в г. Соль-Илецк. В 1943 году после освобождения Харькова от фашистских захватчиков началось восстановление предприятия. В декабре 1945 года завод получил ответственное задание — освоить выпуск агрегатных станков. В 1946 году был изготовлен первый станок. Потребности отечественной промышленности в станках такого типа определили дальнейший рост производства.
С 1948 годэ завод начал серийное производство зубообрабатывающих станков.
В 1962 году отдел главного конструктора выделился в самостоятельное конструкторское бюро.
В настоящее время по его проектам предприятие выпускает многопозиционные агрегатные станки среднего габарита нормальной и повышенной точности, автоматические линии из агрегатных станков, малогабаритные переналаживаемые станки. Они изготавливаются по специальным заказам и по своим технико-экономическим показателям находятся на уровне лучших мировых стандартов. Всей продукции завода агрегатных станков присвоена первая категория качества.
За последние годы освоены новые типы агрегатных станков: переналаживаемые, для глубокого сверления, оснащенные системами автоматического управления и другие. Впервые в СССР освоено производство гидравлических малогабаритных переналаживаемых агрегатных станков для обработки деталей мелкосерийного производства.
Агрегатные станки и автоматические линии, изготовленные в Харькове, успешно работают более чем в 300 городах СССР и в 6 зарубежных странах.
Станки завода получили высокую оценку на ВДНХ СССР и ВДНХ УССР, а также на многих выставках и ярмарках за рубежом.

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ИМЕНИ Г. И. ПЕТРОВСКОГО Московский просп., 118

Основан 13 ноября 1923 года. До Великой Отечественной войны завод выпустил около миллиона велосипедов. В 1941 году он был эвакуирован в Бухару и до 1945 года работал для нужд фронта. За успешное выполнение производственных заданий группа работников завода была удостоена в тот период правительственных наград.
В 1945 году предприятие возвратилось в Харьков, и его коллектив начал восстановление разрушенного фашистскими оккупантами заводского хозяйства.
За послевоенные годы с конвейера ХВЗ сошло свыше 16 миллионов велосипедов сорока семи моделей. В настоящее время завод выпускает дорожные, легкодорожные, спортивные и детские велосипеды.
С 1958 года завод поставляет велосипеды на экспорт. Продано свыше двух миллионов велосипедов более чем в 30 стран.
На заводе постоянно совершенствуется техника и технология, осуществляется автоматизация и механизация производства, работает единственная в мировой практике велостроения автоматическая линия поперечно-винтовой прокатки заготовок корпусов задней втулки производительностью 4,3 миллиона штук в год. Этими заготовками обеспечивается почти вся велосипедная промышленность страны. Предприятие одним из первых в стране внедрило окраску изделий в электростатических установках. Внедрены прогрессивные процессы никелирования и цинкования в автоматических агрегатах, подводное полирование.
В цехах ХВЗ более 4 километров подвесных транспортеров непрерывного действия, десятки автоматических и механизированных линий, более 500 специальных станков, 2 комплексно-механизированных участка.
Харьковские велосипеды неоднократно экспонировались на выставках и ярмарках и отмечены дипломами ВДНХ СССР и ВДНХ УССР, а создатели машин высокого класса — дипло­мами и медалями выставок.
На заводе много сделано для улучшения быта рабочих. В Нижнем Кастрополе (Южный берег Крыма) построено два корпуса дома отдыха. В районе Чугуева сооружена крупная детская здравница. Построен спортивный комплекс, работает юношеская школа по подготовке мастеров велосипедного спорта. Есть библиотеки технической и художественной литературы с общим фондом 160 тысяч экземпляров.

«ГИДРОПРИВОД» Мало-Панасовская ул., 1

Организован в 1934 году на базе завода режущих инструментов.
С 1937 года стал первым в Советском Союзе предприятием по производству гидравлики. Выпускал, кроме инструментов, шестеренные и поршневые насосы, панели управления и контрольно-регулирующую аппаратуру.
В 1939 году заводу было присвоено название «Гидропривод». В 1940 году доля гидравлики составляла уже 65 процентов всей продукции, а с 1941 года предприятие специализируется на выпуске гидросистем.
В годы фашистской оккупации Харькова завод находился на Урале и выпускал продукцию для обороны страны, а также в небольшом количестве гидроаппаратуру для станкоинструментальной промышленности.
В послевоенные годы завод наращивает производственные мощности. Все кузнечно-прессовые и специальные уникальные прессовые машины с гидравлическим приводом, выпускаемые в СССР, оснащены насосами и механизмами управления про­изводства завода «Гидропривод». Его продукция применяется на заводах по изготовлению искусственных алмазов, в гидросистемах агрегатных и шлифовальных станков, встраиваемых в автоматические линии, на шагающих экскаваторах. Она поставляется предприятиям станкоинструментальной и машиностроительной промышленности и другим отраслям народного хозяйства. 16 наименований изделий выпускается с государственным Знаком качества.
Завод имеет тесные творческие связи с предприятиями и институтами братских республик.
Завод — участник ВДНХ УССР, где экспонирует образцы выпускаемой гидроаппаратуры, удостоенной государственного Знака качества.
В годы девятой пятилетки в соавторстве со специалистами ВНИИгидропривод получено несколько авторских свидетельств на изобретения.

ДОРОЖНЫХ МАШИН Каштановая ул., 14

Создан в феврале 1946 года. С апреля 1946 года предприятие, которое было ранее ремонтно-механической базой, начало производить вагонетки и платформы для транспортировки строительных лесоматериалов, а в следующем году — виброгрохоты.
В 1951 году было освоено производство бульдозеров, снегоочистителей и саморазгружающихся прицепов.
В 1957 году завод перешел на изготовление универсальных бульдозеров Д-315 и погрузчиков Д-388 на тракторах.
В 1960 году предприятие становится головным по производству бульдозеров, погрузчиков и корчевателей на базе гусеничных тракторов. В настоящее время здесь выпускаются бульдозеры Д-535 и Д-606 на тракторах ДТ-74 и ДТ-75, запасные части к дорожному оборудованию, а также ряд наименований товаров широкого потребления.
Дорожные машины, изготовленные заводом, поставляются стройкам нашей страны.
Продукция предприятия неоднократно экспонировалась на ВДНХ, отмечалась дипломами международных выставок.
С октября 1970 года заводы дорожных машин и экскаваторный преобразованы в Харьковское производственное объе­динение «Дормашина».

КАБЕЛЬНЫЙ «ЮЖКАБЕЛЬ» Автогенная ул., 7

Основан в сентябре 1943 года. Был тогда единственным на Украине предприятием, которое обеспечивало проводами войска четырех Южных фронтов. Поэтому его и назвали «Южкабель».
Сейчас это предприятие союзного значения, выпускающее широкий ассортимент продукции для электротехнической, машиностроительной и других отраслей народного хозяйства СССР, а также на экспорт. Завод представляет собой комплекс производственных и вспомогательных цехов, технологическое оборудование которых систематически совершенствуется. Выпускает около 5000 типоразмеров проводов, кабелей и медного проката. Конструкция и технология изготовления некоторых из них разработаны совместно специалистами предприятия и научно-исследовательских институтов.
Для изготовления проволоки широко используется медь и более дешевый алюминий.
На заводе систематически проводится аттестация качества кабельных изделий. Знаком качества отмечено 24 вида продукции завода.
Коллектив уделяет большое внимание комплексной механи­зации и автоматизации трудоемких процессов производства, внедрению передовой технологии.
За разработку технологии изготовления и внедрение в промышленный выпуск провода марки ПЭТВА-ТС, а также за создание конструкции и внедрение в серийное производство горизонтальной стеклообмогочной машины группа изобретателей награждена бронзовыми медалями ВДНХ СССР.

КАНАТНЫЙ ул. Китаенко, 1

Основан в августе 1899 года.
Рабочие завода были активными участниками революцион­ных выступлений. В 1907 году состоялась забастовка, в которой приняло участие более 2000 рабочих завода.
Одним из первых в Харькове предприятие было национализировано.
Уже к 1922 году завод превысил уровень производства 1913 года.
Во время Великой Отечественной войны оборудование завода было эвакуировано в Ташкент и на этой базе создано новое предприятие — кенафная фабрика.
В 1943 году началось восстановление завода в Харькове, и вскоре объем производства достиг довоенного уровня. Ныне предприятие является одним из ведущих в пенько-джутовой отрасли.
Продукция завода — стальные, капроновые и волокнистые канаты, шпагаты, набивки сальниковые и сердечники для стальных канатов. Она широко применяется в черной металлургии, на шахтах и рудниках, лесосплаве, в морском флоте, нефтяной промышленности, в сельском хозяйстве. Три вида канатов получили Знак качества.
На заводе разработаны и внедрены в производство новые виды изделий: канаты «капрон-сталь» и капроновые, шпагат «пенька-вискоза», вязально-прошивной.
На предприятии освоены прогрессивные технологические процессы, внедрена новая система централизованного сбора и переработки отходов производства с применением пневмотранспорта и полной автоматизацией процесса. Комплексно механизировано 13 участков.
Тружениками завода получено 16 авторских свидетельств на изобретения.
В девятой пятилетке завод (по сравнению с 1913 годом) увеличил выпуск стальных канатов в 29 раз, канатно-волокнистых изделий — в 13, шпагата — в 10 раз. Значительно выросла производительность труда.

КОЖЕВЕННАЯ ФИРМА «БОЛЬШЕВИК» ул. Шевченко, 327

Создана в 1971 году на базе кожевенного завода № 7 «Большевик», который вступил в строй действующих государственных предприятий в 1924 году.
На 1 января 1925 года мощность завода составляла всего 14,7 млн. кв. дм кожтоваров в год. В 1935 году было начато строительство нового кожзавода, и уже через пять лет выпуск составил 90 млн. кв. дм кожтоваров.
Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован и выпускал продукцию для нужд фронта. После освобождения Харькова за короткое время разрушеннoe производство было восстановлено. Объем продукции увеличивался быстрыми темпами.
Фирма «Большевик» поставляет кожтовары почти 50 обувным предприятиям Украины и других республик. Она выпускает около 20 расцветок кожтоваров различного ассортимента.
В настоящее время идет техническое перевооружение основного производства для увеличения выпуска и улучшения качества продукции, повышения культуры производства.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СОЮЗКОНДИЦИОНЕР» (в объединение входят завод «Кондиционер» имени 50-летия СССР, Всесоюзный институт ВНИИкондиционер, Московский просп., 257; ряд заводов).

Основан в 1931 году. Завод в первые годы выпускал санитарно-техническое оборудование. К 1958 году специализировался на производстве отопительно-вентиляционного оборудования. Тогда же был начат выпуск кондиционеров воздуха производительностью 10,20 и 40 тысяч кубометров в час.
На предприятии построены новые корпуса, расширена база для лабораторных исследований и экспериментальных работ. Много внимания уделено комплексной механизации. В 1960 году был налажен выпуск центральных кондиционеров большой производительности, освоены новые конструкции промышленных вентиляционных агрегатов.
В 1967 году создан Всесоюзный научноисследовательский и проектно-конструкторский институт по оборудованию для кондиционирования воздуха и вентиляции — ВНИИкондиционер.
Рабочие, ученые и инженеры объединения создали центральные кондиционеры производительностью 10—250 тысяч кубометров воздуха в час.
Из 10 типов выпускаемых агрегатов 5 аттестованы на Знак качества.
Завод изготовил кондиционеры для Большого театра СССР, Большого Кремлевского Дворца, Московского метрополитена, сесоюзного радиоцентра, металлургического комбината в Бхилаи (Индия).
Кондиционеры с харьковской маркой досрочно поставлены Ленинскому мемориальному комплексу в городе Ульяновске, Волжскому автозаводу, Даугавпплсскому заводу химического волокна и Курскому химическому комбинату, на строительство Ждановского стана «3600».
Предприятие — участник ВДНХ СССР. Только в девятой пятилетке около 40 работников стали лауреатами выставки, награждены 26 медалями ВДНХ за достижения в создании новой техники, механизации производства.
Работниками объединения получено около 50 авторских свидетельств на изобретения.
На предприятии внедрена автоматизированная система управления производством.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ ул. Шевченко, 317

Создан в 1935 году при Украинском научно-исследовательском институте металлов как опытный завод. В 1939 году стал самостоятельным предприятием и получил название «КИПтеплоприбор».
Основной его продукцией в то время были приборы и регулирующие устройства механического действия приборов. В начале войны завод был эвакуирован и выпускал приборы, аппараты и устройства для черной и цветной металлургии. В 1943 году началось восстановление завода в Харькове. В сжатые сроки было налажено производство приборов и средств автоматизации для народного хозяйства страны (завод «Теплоприбор» остался в г. Сатко Челябинской области). В 1956 году завод КИП начал производство приборов и устройств бесконтактной частотно-ферродинамической системы, которая хорошо зарекомендовала себя благодаря надежности, простоте и удобству в эксплуатации. За годы восьмой и девятой пятилеток завод более чем на 60 процентов обновил наименования выпускаемой продукции. 98 процентов продукции с маркой «КИП» по техническим характеристикам не уступает лучшим отечественным и зарубежным образцам.
385 предприятий всех союзных республик поставляют заводу комплектующие изделия, в том числе 20 — по кооперации . Его продукция отправляется во все союзные республики, Экспортируется в 27 зарубежных стран.
Продукция завода неоднократно отмечалась дипломами выставок как в нашей стране, так и за рубежом.

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ «СВЕТ ШАХТЕРА» ул. Свет Шахтера, 4/6

Основан как небольшое частное предприятие в 1891 году.
В начале 1919 года завод был национализирован. В 1920 году переименован в «Первый металлический государственный завод». В ноябре 1922 года ему было присвоено наименование завод «Свет шахтера». За годы Советской власти он вырос в крупное промышленное предприятие союзного значения.
Предприятие специализируется на выпуске горношахтного оборудования: скребковых конвейеров, головных аккумуляторных светильников, фар для комбайнов, электровозов и других подъемных машин, оборудования шахтного лампового.
Большое внимание уделяется также выпуску изделий культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода — батарейных и аккумуляторных фонарей, автонасосов, отопительных радиаторов и других. Изделию завода — головному аккумуляторному светильнику СГГ-3 первому в Харькове был присвоен Знак качества. Продукция завода поставляется во все угольные бассейны Советского Союза и более чем в 30 зарубежных стран.
На протяжении многих лет коллектив поддерживает тесные творческие связи со многими научно-исследовательскими и проектными учреждениями. В содружестве с учеными проводятся большие работы по созданию мощных скребковых конвейеров для механизированных угледобывающих комплексов, разрабатываются и внедряются прогрессивные технологические процессы, создается механизированное и автоматизированное оборудование.
Лучшие образцы заводской продукции систематически демонстрируются на ВДНХ СССР, республиканских выставках. Несколько изделий завода отмечены медалями и дипломами ВДНХ. За последние 25 лет завод получил 61 авторское свидетельство на изобретения. На предприятии трудятся 4 кандидата технических наук, ряд инженеров учится в аспирантуре.

МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ Московский просп., 251

В связи со строительством тракторного и турбинного заводов было начато производство строительных металлоконструкций в мастерских треста Южмонтажстрой. С 1947 года мастерские преобразованы в завод металлоконструкций с проектной мощностью 6 тысяч тонн строительной продукции в год. Благодаря механизации производственных процессов и улучшению организации труда к началу 60-х годов объем производства на заводе увеличился до 9 тысяч тонн.
К 1971 году проектная мощность завода была перекрыта более чем в 2 раза. В начале девятой пятилетки проведены полная реконструкция и техническое переоснащенне завода. За годы девятой пятилетки его мощность удвоилась. Сейчас завод выпускает сварные конструкции из черных металлов для промышленного строительства. Изготавливаемые конструкции поставляются для нужд про- мышленного строительства всех союзных республик.
Завод поддерживает творческие связи со многими предприятиями, монтажными организациями, научно-исследовательскими и проектными институтами, металлургическими и машиностроительными заводами республики, вузами, техникумами, учебными комбинатами, училищами профтехобразования.

МОТОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ «СЕРП И МОЛОТ» Московский просп., 183

Одно из старейших предприятий Харькова. В 1895 году на базе мастерских по сборке сельхозмашин было образовано акционерное предприятие «Общество Гельферих-Саде» по производству паровых и конных молотилок, плугов, сеялок, жаток, сноповязалок.
Рабочие завода принимали активное участие в революцион­ных выступлениях.
4(17) января 1918 года Декретом Совета Народных Комиссаров, завод был национализирован. В 1922 году ему присвоено наименование «Серп и молот». В период коллективизации и первых пятилеток предприятие сыграло большую роль в механизации сельского хозяйства страны.
В годы Великой Отечественной войны оно было эвакуировано и выпускало продукцию для фронта.
После освобождения Харькова от немецко-фашистских за хватчиков завод возобновил производство сельхозмашин. С 1950 года он специализируется на массовом выпуске двигателей для тракторов и комбайнов. В 1967 году с конвейера «Серпа и молота» сошел миллионный двигатель СМД.
Завод поддерживает тесные контакты с 119 ремонтными предприятиями «Сельхозтехники», Указывает им помощь в промышленном ремонте двигателей, их гарантийном обслуживании в процессе эксплуатации.
Осуществляются связи по кооперации с 67 заводами УССР, РСФСР, БССР и других братских республик, откуда поставляются отливки, поковки, заготовки, узлы и детали.
В последнее время освоены новые двигатели с турбонаддувом (марки СМД-17К и 18К) мощностью 105 лошадиных сил для комбайнов «Нива» и «Сибиряк». Освоено также производство тракторных двигателей СМД-14Н, обеспечивающих снижение расхода топлива. Проводятся работы по дальнейшему повышению мощности двигателей и увеличению долговечности их работы. За годы девятой пятилетки выпуск валовой продукции увеличился здесь на 21 процент, производительность труда—на 34 процента. Предприятие — постоянный участник ВДНХ СССР, награждено дипломами и медалями выставки. С начала девятой пятилетки его новаторы получили более 50 авторских свидетельств на изобретения. Внедрено около 100 рационализаторских предложений, что дало экономический эффект в сумме свыше 500 тысяч рублей. С 1974 года завод является головным предприятием моторостроительного производственного объединения «Серп и молот». В объединение вошли также Харьковский завод тракторных двигателей и головное специализированное конструкторское бюро по двигателям средней мощности (размещается на территории головного завода).

ТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Киргизская ул., 19

Сооружение начато в октябре 1965 года. 25 августа 1969 года был собран первый двигатель СМД-14, а 17 апреля 1971 года — первый двигатель СМД-60.
Впервые в отечественном тракторном дизелестроении создан двигатель с У-образной схемой расположения цилиндров, обеспечившей небольшие размеры при высокой энергооснащенности. Двигатель отличается надежностью, долговечностью и высокой экономичностью.
Дизель СМД-60 и его модификации предназначены для гусеничного трактора Т-150, колесного трактора Т-150К, а также для зерноуборочного комбайна «Колос» и свеклоуборочного КС-6.
Свою продукцию завод поставляет ХТЗ, таганрогским комбайностроителям, а также в страны — члены СЭВ. С 1974 года завод вошел в Харьковское производственное моторостроительное объединение «Серп и молот».

ПЛИТОЧНЫЙ Московский просп., 297

Завод был в основном построен накануне Великой Отечественной войны, но не введен в эксплуатацию. В период войны был почти полностью разрушен. В 1946 году восстановлен.
Первоначальная мощность завода — 200 тыс. кв. м плитки. Предприятие непрерывно развивалось, наращивало производственные мощности, совершенствовало технику и технологию. В настоящее время это крупнейшее в стране специализированное предприятие по изготовлению облицовочных и метлахских плиток.
Цветным плиткам для внутренней облицовки стен присвоен государственный Знак качества.
Для быстрейшего использования новейших достижений науки и практики завод поддерживает тесные творческие связи с рядом ведущих научно-исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и коллективами родственных заводов: Московским, Минским, Тбилисским, Свердловским, Воронежским, Ангренским и другими.
Сейчас предприятие поставляет продукцию Братскгэсстрою, Куйбышевгидрострою, Камскому автомобильному заводу и другим.

8-й ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ Харьков-55

Его биография началась в 1945 году, когда на окраину города пришли строители, чтобы возвести корпуса первого на Украине предприятия такого профиля.
В начале ноября 1947 года коллектив завода рапортовал Советскому правительству о досрочном вводе в действие 8-го Государственного подшипникового завода.
За последние годы благодаря внедрению новой техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства здесь обеспечен значительный рост производительности труда. По ее уровню предприятие занимает ныне одно из ведущих мест в отрасли.
Завод становится головным в стране по поставкам вагонных подшипников.
Пяти типам харьковских подшипников, выпускаемых заводом, присвоен государственный Знак качества.
Продукция с маркой 8-го ГПЗ экспортируется в 41 страну мира.

ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА просп. Ильича, 118

Основан в декабре 1931 года. Специализировался на выпуске подвесных канатных дорог и кабель-кранов. В настоящее время завод является одним из ведущих предприятий отрасли, выпускающим мостовые электрические и специальные краны различных модификаций и грузоподъемности, тали электрические, тележки однорельсовые, краны козловые и другие машины. Изготовлен новый башенный кран грузоподъемностью 25 тонн. Заводом освоен также выпуск нескольких наименований товаров народного потребления.
Грузоподъемные машины, выпускаемые заводом, находят широкое применение на промышленных предприятиях и стройках всех отраслей народного хозяйства: металлургической и горнодобывающей промышленности, на строительстве крупнейшие электростанций и предприятий машиностроения. Продукция предприятия поставляется во все союзные республики. Только за годы послевоенных пятилеток на заводе спроектированы и изготовлены мостовые электрические, башенные краны и электротали для Славянской, Змиевской, Ермаковской, Куйбышевской, Братской электростанций. Большое количество продукции поставлено Кузнецкому металлургическому комбинату, Челябинскому металлургическому заводу, Норильскому горно­металлургическому комбинату, заводу «Запорожсталь» и другим.
В 1937 году продукция завода впервые была отправлена на экспорт. Сегодня она поставляется более чем в 20 стран мира.

ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ МАШИН Лодзинская ул., 7

Создан в сентябре 1944 года. Является специализированным предприятием по изготовлению переплетно-брошюровочного оборудования для полиграфической промышленности. Выпускает также товары народного потребления. 18 наименований машин и 4 вида товаров народного потребления по уровню качества отнесены к первой категории.
Характер производства — мелкосерийный, оборудование изготавливается небольшими партиями
В настоящее время завод находится в стадии реконструкции.
В план производства включаются машины новых конструкций, требующие высокой точности изготовления. Завод выпускает блокообрабатывающий агрегат, который входит в поточную автоматизированную линию для изготовления книг в твердом переплете. Линия позволяет механизировать 21 технологическую операцию.
Продукция завода отправляется на многие предприятия страны. За последние 15 лет завод поставил полиграфическое оборудование в 40 стран мира.
Завод — участник международной выставки в Москве «Инполиграфмаш-69». На выставке экспонировалось 5 образцов изделий переплетно-брошюровочного оборудования.

«ПОРШЕНЬ» Салтовское шоссе, 43

Организован в 1930 году на базе авторемонтных мастерских.
Сейчас это специализированное предприятие по производству деталей гильзопоршневой группы двигателей внутреннего сгорания для тракторов и других сельхозмашин.
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован и выпускал продукцию для нужд фронта.
Послевоенный период характеризуется резким подъемом уровня производства. За это время завод дважды был реконструирован и стал высокомеханизированным предприятием по изготовлению особо точных деталей гильзопоршневой группы. Они поставляются на сборочные конвейеры моторо- и тракто­ростроительных заводов, ремонтные базы «Сельхозтехники», а также в зарубежные страны.
Коллектив предприятия продолжает совершенствование про­ изводства, повышает качество продукции, механизирует и автоматизирует технологические процессы. Работа ведется в содружестве с родственными заводами Москвы, Киева, Новороссийска, Алма-Аты, Ярославля, Самарканда, Минска и других городов СССР.
На заводе работает десять автоматических линий, спроектированных и изготовленных собственными силами.
Получено несколько авторских свидетельств на изобретения. Завод неоднократно завоевывал почетные места во всесоюзном социалистическом соревновании предприятий Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

ТРАКТОРНЫЙ ИМЕНИ С. ОРДЖОНИКИДЗЕ Московский просп., 225

Сооружение ХТЗ началось 28 ноября 1930 года и через 15 месяцев было завершено. 1 октября 1931 года с конвейера сошли первые колесные тракторы. В строительстве завода-гиганта участвовала вся страна. В мае 1932 года завод был награжден орденом Ленина, который вручал коллективу М. И. Калинин.
В апреле 1935 года тракторозаводцы дали колхозному кре стьянству стотысячный трактор. В 1937 году ХТЗ начал производство гусеничных машин СХТЗ-НАТИ с двигателем мощностью 52 лошадиные силы.
В октябре 1941 года завод был эвакуирован на восток страны, где началось строительство Алтайского тракторного завода.
После освобождения Харькова от фашистских захватчиков началось восстановление разрушенного завода. В конце июля 1948 года с главного конвейера сошел пятнадцатитысячный послевоенный трактор.
В 1949 году коллектив завода освоил производство машин с дизельными моторами, которые пришли на смену керосиновым. Новый трактор ДТ-54 по сравнению со своими предшественниками был мощным, экономичным и надежным в эксплуатации.
В 1960—1962 годах коллектив без остановки производств перешел на выпуск тракторов Т-75, а затем Т-74, положивших начало скоростному тракторостроению в стране. Это обеспечило рост производительности труда в сельском хозяйстве в 1,2—1,3 раза.
Наряду с выпуском мощных гусеничных машин на заводе было создано семейство малогабаритных колесных тракторов для работы в садах, на виноградниках и огородах, для перевозки небольших грузов.
Продукция завода широко известна не только во всех республиках страны, но и в десятках государств мира. Машины с харьковской маркой отмечены многими почетными наградами — медалями, дипломами.
ХТЗ первым в стране выпустил миллионный трактор.
Новыми трудовыми достижениями ознаменовали тракторозаводцы девятую пятилетку. Коллектив освоил производство скоростных гусеничных и колесных тракторов Т-150. Они отличаются универсальностью и вдвое производительней тракто ров Т-74.
Конструкторы продолжают работу по модернизации тракторов Т-150. Разработана конструкция трактора Т-150М с двигателем мощностью 180 лошадиных сил и Т-150КМ с двигателем СМД-62М мощностью 200 лошадиных сил. Отрабатывались конструкции колесного промышленного трактора Т-156 с погрузочным и бульдозерным оборудованием, дорожностроительного— Т-158, промышленного — Т-157 с установкой на нем трелевочного оборудования.
С января 1974 года ХТЗ является головным заводом Харьковского производственного тракторостроительного объединения.

ТРАКТОРНЫХ САМОХОДНЫХ ШАССИ Симферопольский пер., 6

Создан в 1949 году как тракторосборочный завод на базе авторемонтного предприятия. В его создании участвовали по кооперации свыше 150 заводов страны.
Первой машиной, которая успешно прошла испытания и была рекомендована государственной комиссией к серийному производству, явился универсальный садовоогородный трактор ХТЗ-7 с бензиновым двигателем мощностью 12 лошадиных сил.
В 1956 году было начато производство нового, более совершенного и экономичного трактора — самоходного шасси ДСШ-14 с дизельным мотором в 14 лошадиных сил. Через год, после модернизации, самоходному шасси была присвоена марка ДСШ-14М.
В 1966 году предприятие переименовано в Харьковский завод тракторных самоходных шасси.
С 1967 года выпускает самоходное шасси Т-16М — универсальный четырехколесный трактор, предназначенный для выполнения различных сельскохозяйственных работ. На нем установлен дизель воздушного охлаждения Д-21 мощностью 20 лошадиных сил Владимирского тракторного завода,
Труженики предприятия за последние годы получили 28 авторских свидетельств.

ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ ИМЕНИ В. А. МАЛЫШЕВА

Предприятие основано в августе 1895 года как паровозо­строительный завод.
В годы Великой Отечественной войны, в тяжелых условиях эвакуации коллектив в кратчайший срок наладил выпуск боевой техники для фронта.
В послевоенные годы рабочие завода восстановили предприятие и успешно решили задачу большой государственной важности, начав выпуск отечественных тепловозов.
Ныне —это крупное предприятие по производству современных мощных дизелей для магистральных тепловозов.

ТУРБИННЫЙ ИМЕНИ С. М. КИРОВА Московский просп., 199

Основан в январе 1934 года. В 1935 году была изготовлена первая стационарная паровая турбина в 50 тыс. квт, в 1938-м— агрегат вдвое большей мощности. За годы довоенных пятилеток выпущены турбины и генераторы, общая мощность которых в два раза превысила уровень энергооснащенности всей дореволюционной России.
В период Великой Отечественной войны завод был эва куирован в Свердловск и выполнял заказы для фронта.
После освобождения Харькова от немецко-фашистских оккупантов предприятие было восстановлено, стало наращивать свои мощности, изготавливать турбины в 50, 100, 160, 220, 300, 500 тыс. квт в одном агрегате.
С 1953 года выпускаются турбины и для гидравлических электростанций: Каховской, Кременчугской, Днепродзержин-ской, Киевской, Каневской, Иркутской, Нурекской и других. Гидротурбины с маркой завода работают на 37 электростанциях страны.
В последнее время начат выпуск турбин для Ленинградской, Чернобыльской и Курской атомных элекстростанций мощностью 500 тыс. квт в одном агрегате и гидравлических в 310 тыс. квт для Нурекской ГЭС, создаются новые проекты паровых турбин мощностью 750 тыс. квт и 1 млн. квт в агрегате для атомных электростанций.
Ряду видов продукции присвоен Знак качества. Это паровые турбины типа К-500-65, К-300-240, К-220-44, К-ЮО-130, эжекторы паровых турбин; 2 типа маслоохладителей; гидротурбина для Каневской ГЭС; шаровой гидрозатвор диаметром 4,2 м для Нурекской ГЭС; поворотнолопастная и пропеллерная тур­бины для Днепрогэс-П; 5 предметов товаров народного потребления.
Завод осуществляет широкую кооперацию со многими предприятиями, имеет тесные связи более чем с 60 институтами страны. Турбины с харьковской маркой работают во многих странах мира. Предприятие является постоянным участником ВДНХ СССР, ВДНХ УССР, международных ярмарок и выставок. За годы девятой пятилетки коллектив предприятия получил 9 золотых, 14 серебряных и 19 бронзовых медалей.

«ХАРПЛАСТМАСС» ул. Свердлова, 200

Организован в 1931 году. В первые годы своего существования завод выпускал галантерейные изделия из галалита.
В 1933 году предприятие освоило технологию производства изделий из целлулоида.
После восстановления разрушенного фашистами завода производство расширилось.
В 1957 году здесь уже перерабатывалось более 500 тонн пластмасс, выпускалось около 200 наименований технических пластмассовых изделий для многих предприятий страны.
После реконструкции завода в 1960 году, которая предусматривала его специализацию по переработке пластмасс методами прессования, литья под давлением и экструзии, он стал крупным специализированным предприятием.
В настоящее время поставляет изделия 1100 наименований более чем 100 предприятиям страны. Завод выпускает свыше 100 наименований изделий народного потребления.

ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ «ЗДОРОВЬЕ ТРУДЯЩИМСЯ» ул. Шевченко, 22

Основан в 1906 году. Выпускает инъекционные растворы в ампулах, препараты сердечно-сосудистого, желудочно-кишечного действия, анальгезирующие, жаропонижающие, противовоспалительные и другие лекарства.
Предприятие является участником ВДНХ СССР и международных выставок, имеет свидетельства, аттестаты, дипломы. В 1974 году завод награжден Почетным дипломом за участие в международной выставке «Здравоохранение-74». Предприятие имеет шесть авторских свидетельств на оригинальные изобретения, внедрено за последние годы около 30 изобретений.

ХОЛОДИЛЬНЫХ МАШИН Плехановская ул., 117

Основан в 1916 году как чугунолитейная мастерская.
В 1924 году предприятие вошло в состав треста Утильпром, получив название 2 й чугунолитейный завод. Четыре года спустя коллектив начал осваивать производство машин для механизации труда в службе общественного питании. В 1928 году завод стал машиностроительным, получив название «Механолит».
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Пермь. После освобождения Харькова начались восстановительные работы на площадке завода. К концу 1950 года он выпустил первую продукцию. Позже было освоено производство холодильных машин. Завод продолжал расширять их ассортимент, наращивать производственные мощности.
Основной продукцией, на выпуске которой специализируется предприятие, являются герметические холодильные агрегаты. Все узлы и детали компрессоров и агрегатов имеют высокую степень унификации и находятся на современном техническом уровне.
Большим событием в жизни коллектива был выпуск миллионного компрессора в июне 1972 года.
Трем холодильным герметичным агрегатам, которые относятся к унифицированному ряду таких устройств для торговых предприятий, был присвоен Знак качества. По многим показателям этот агрегат превосходит подобные отечественные и зарубежные образцы.
- Продукция завода поставляется многим предприятиям торгового машиностроения Украины и Российской Федерации, экспортируется во многие страны мира.
Техническое творчество новаторов предприятия отмечено 7 авторскими свидетельствами на изобретения.

«ЭЛЕКТРОБРИТВА» ул. Ивана Камышева, 7

Создан в январе 1965 года и является специализированным .предприятием по выпуску электрических бритв и запасных частей к ним.
Электрические бритвы «Харьков», выпускаемые заводом, завоевали широкую популярность у покупателей. Поэтому возникла необходимость в расширении и наращивании существующих мощностей завода, в подготовке кадров рабочих, инженерно-технических работников.
Коллектив завода успешно справился с задачей, поставленной перед ним, уже в 1965 году выполнив плановое задание на 106 процентов.
С 1967 года начат серийный выпуск бритвы «Харьков-21», которая в 1968 году на международной выставке была награждена дипломом.
В последующие годы освоен выпуск электробритв «Харьков-22-», «Харьков-31», «Старт», «Мрия» и «Харьковчанка-2». Последним двум присвоен государственный Знак качества. Продукция завода отправляется во все союзные республики, а также на экспорт. Она экспонировалась на ВДНХ и меж­дународных выставках. Специалисты завода получили 7 авторских свидетельств на изобретения.

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ИМЕНИ 50-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Московский просп., 199

Основан в 1915 году на базе эвакуированного из Риги завода ВЭК.
В декабре 1919 года рабочие завода приступили к налаживанию производственной деятельности. Это было очень сложной задачей: не было сырья, не хватало квалифицированных рабочих и инженеров.
Первую продукцию -- несколько крупных электродвигателей предприятие выпустило к апрелю 1920 года. Завод перешел на систему хозяйственного расчета. Для подготовки квалифицированных кадров здесь была создана школа мастеров и фабрично-заводское училище.
Сейчас завод выпускает электрические машины, электрические аппараты, станции управления, тиристорные преобразователи, электробуры, товары народного потребления — электроутюги и электровентиляторы. Его продукция идет для горной, металлургической, деревообрабатывающей, машиностроительной, угольной, судостроительной, нефтедобывающей, химической и других отраслей народного хозяйства.
За последнее время специалистами завода разработаны уникальные синхронные электродвигатели для стана «2000» Новолипецкого металлургического завода; электродвигатели постоянного тока, обладающие высокой надежностью; разрабатывается проект новой серии закрытых асинхронных электродвигателей.
Завод поставляет свою продукцию во все союзные республики и более чем в 60 стран мира. Свыше 300 предприятии страны участвуют в создании его продукции и решении проблем производства. ХЭМЗ сотрудничает с институтами Укргипроэнергопром, ВНИИэлектроаппарат, ХПИ, Институтом проблем литья АН УССР и многими другими.
Предприятие поставляет свою продукцию для важнейших пусковых строек страны: Череповецкого металлургического завода, доменной печи № 9 «Криворожстали», кислородно-конверторного цеха № 2 Новолипецкого металлургического завода, коксовой батареи Карагандинского металлургического комбината, Ждановского завода имени Ильича.
Завод награжден дипломами ВДНХ СССР и ВДНХ УССР, многих международных выставок.
На предприятии много рационализаторов и изобретателей. За годы 9-й пятилетки получено 34 авторских свидетельства и внедрено более 100 изобретений.

«ЭЛЕКТРОТЯЖМАШ» ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА Московский просп., 299

Основан в 1946 году. Это одно из ведущих предприятий СССР, выпускающих мощные турбогенераторы, гидрогенера­торы, крупные электрические машины, и основное в стране предприятие по производству комплексного электрооборудования для тепловозов.
Продукция завода пользуется большим спросом. Машины с маркой «Электротяжмаш» можно встретить не только на многих электростанциях и предприятиях СССР, но и более чем в 30 странах мира.
За годы девятой пятилетки инженеры и рабочие завода и его научно-исследовательского института разработали и внедрили в производство более 450 автоматических, полуавтоматических линий, специальных станков и высокопроизводительной оснастки. Почти каждый четвертый электротяжмаше-вец — рационализатор.
Многие творческие разработки предприятия, имеющие отраслевой характер, нашли применение на других заводах страны и внесли существенные изменения в практику конструирования и производства турбо и гидрогенераторов, электрических машин и аппаратов. На более чем 90 разработок получены авторские свидетельства. Ряд изобретений получили патенты.
«Электротяжмаш» является постоянным участником ВДНХ СССР и ВДНХ УССР, 16 раз отмечался Дипломами I и II степени, 9 участников выставок награждены золотыми медалями, 18—серебряными и 68 — бронзовыми.
Изделия предприятия экспонировались на международных промышленных Еыставках в Польше, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Сирии, Турции, Финляндии.

ФАБРИКИ

КНИЖНАЯ ИМЕНИ М. В. ФРУНЗЕ ул. Донец-Захаржевского, 6/8

Это одно из крупнейших и старейших полиграфических предприятий республики.
18 сентября 1973 года фабрика отмечалао 100-летний юбилей.
До революции это была старая полукустарная типография с тяжелыми условиями труда .
В первые годы Советской власти коллектив выполнял заказы губернского комитета большевистской партии, Совнаркома республики, военного округа. Печатались листовки, брошюры, книги.
В 1919 году здесь была напечатана первая Конституция УССР.
Фабрика росла, развивалась, реконструировалась. Но мирный труд прервала война. Фашистские захватчики почти полностью разрушили типографию.
Ее восстановление началось уже на второй день после освобождения Харькова. Вся страна помогала фрунзенцам.
В 1944 году на фабрике было отпечатано 8,7 млн. листов оттисков, через 6 лет — 139 млн.
Теперь этот уровень превзойден в несколько раз.
В самые отдаленные уголки Родины, а также за границу отправляется политическая, художественная, научно-техническая литература, учебники. Их ежемесячный общий тираж - до трех миллионов экземпляров.
Коллектив фабрики участвовал в международных, всесоюзных и республиканских книжных конкурсах и выставках. Дипломами отмечены многие издания.
Фабрика — комплексномеханизированное предприятие. За последние пятнадцать лет здесь внедрено около 2000 рационализаторских предложений, что дало государству более миллиона рублей экономии.

КОНДИТЕРСКАЯ «ОКТЯБРЬ» Головное предприятие — Кацарская ул., 24/26, филиалы — Краснооктябрьская ул., 29; Тарасовский пер., 20

Основана в 1896 году. В 1918 году фабрика была национализирована.
Сегодня фабрика выпускает 390 наименований кондитерских изделий. Основные технологические процессы на предприятии механизированы.
Фабрика —участник ВДНХ СССР, ВДНХ УССР Продукция фабрики была представлена и на зарубежных выставках, где получила высокую оценку.
Работники фабрики получили 5 авторских свидетельств на изобретения.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБУВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Юрьевская ул., 17

После Великой Октябрьской социалистической революции в Харькове была организована государственная обувная фабрика.
В 1928 году фабрикой было выпущено 500 тыс. пар обуви, в 1940 — 4,5 млн. пар.
В ноябре 1964 года было создано Харьковское производст­венное объединение обувных предприятий № 4.
В 1974 и 1975 годах выпуск обуви превысил 7 млн. пар.
Предприятие — участник ВДНХ. Получено 5 авторских свидетельств на изобретения.
Нынешний курс объединения — пересмотр ассортимента с целью улучшения качества изделий, переход от разрозненных мероприятий к комплексной системе управления качеством продукции.

ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКАЯ Георгиевская ул., 10

Основана в 1921 году. До 1941 года изготовляла пудру, зубные порошки и небольшой ассортимент косметики. Полуфабрикат (композицию) получали на московской фабрике «Новая заря».
Теперь здесь выпускают парфюмерно-косметические изделия 150 наименований общим объемом более 120 млн. штук в год. Продукция фабрики идет во все союзные республики и в ряд зарубежных стран. Мыловаренным, химическим, парфюмерным предприятиям поставляются парфюмерные композиции на сумму 9,3 млн. рублей.
Фабрика сотрудничает со Всесоюзным научно-исследовательским институтом синтетических и натуральных душистых веществ, Краснодарским НИИ пищевой промышленности, Рижским и Харьковским медицинскими институтами.
На ВДНХ СССР шампуни «Особый», «Харьковский» и «Для сухой кожи», созданные косметологами фабрики, отмечены дипломами.
На Всесоюзном смотре научно-технического творчества мо­ лодежи за создание парфюмерного набора «Наталка Полтавка», кремов «Эдельвейс» и «Шиповник» группа специалистов награждена бронзовыми медалями.

СУКОННАЯ «КРАСНАЯ НИТЬ» ул. Шевченко, 24

Основана в июле 1916 года. На фабрике были установлены ручные ткацкие станки, прядильные и сновальные машины с ручным приводом. Годовой выпуск составлял всего 60 тысяч метров тканей.
В 1920 году фабрика была национализирована и в первой пятилетке полностью реконструирована. Был построен новый четырехэтажный производственный корпус общей площадью 12,5 тыс. кв. метров. К 1940 году выпуск тканей увеличивается в 25 раз по сравнению с дореволюционным периодом.
В апреле 1944 года фабрика дала первую послевоенную продукцию. В 1951 году был достигнут довоенный уровень выпуска тканей — 1,5 млн. метров в год.
Ныне фабрика оснащена высокопроизводительными прядильным и ткацким оборудованием отечественного производства.
Выпускаются чистошерстяной драп «Харьковский», полушерстяные, а также ткани для обивки мебели. Общий объем производства уже более чем вдвое превысил довоенный уровень.
Фабрика — участница ВДНХ СССР, ВДНХ УССР, а также международных выставок в Марселе, Монреале, Нью-Йорке, Загребе.

КНИЖНАЯ «КОММУНИСТ» ул. Энгельса, 11

Фабрика основана в 1956 году.
Коллектив предприятия впервые в республике освоил цветную печать книг офсетным способом, используя не отдельные листы, а рулонную бумагу. Эта прогрессивная скоростная технология будет развиваться и в десятой пятилетке.
В 1973 году фабрика осуществила комплексную механизацию производственных процессов.
Специалисты фабрики и коллектив Киевского филиала государственного проектного и научно-исследовательского института Гипронииполиграф спроектировали и внедрили в производство автоматизированную гальванолинию изготовления форм офсетной печати.
Фабрика участвует в ежегодных союзных и республиканских конкурсах-выставках. Многие книги, выпущенные на высоком полиграфическом уровне, отмечены дипломами и грамотами.

На фабрике работают более 800 человек.

ЧУЛОЧНАЯ ИМЕНИ 50-ЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Державинская ул., 38

Фабрика основана в 1915 году. В настоящее время выпускает более 58 млн. пар изделий в год. Новое оборудование позволило расширить и улучшить ассортимент, внедрить изделия повышенной прочности.
В 1973 году мужским эластичным носкам рельефного переплетения присвоен государственный Знак качества. Сейчас ведется подготовка к присвоению Знака качества еще двум наименованиям.

ШВЕЙНАЯ ИМЕНИ Е. Д. ТИНЯКОВА Кацарская ул., 2/4

Организована в январе 1920 года на базе двух мастерских. Уже в первые годы существования фабрики коллектив перешел от малопроизводительного индивидуального метода пошива изделий к применению пачковой системы, затем — к созданию конвейерно-поточных линий.
В начале Великой Отечественной войны оборудование пред приятия было демонтировано и отправлено в тыл. Многие рабочие с оружием в руках защищали Родину. 120 девушек-тиняковцев, окончивших без отрыва от производства курсы медсестер, ушли на фронт.
После освобождения Харькова в августе 1943 года фабрика была восстановлена.
Из года в год увеличивался выпуск продукции, росла производительность труда, улучшалось качество изделий.
Повысился технический уровень производства, внедрены новая прогрессивная технология, более совершенные формы организации труда. Сейчас на фабрике действует 19 специализированных технологических потоков, установлены сотни единиц высокопроизводительного технологического оборудования. Для наиболее рационального использования тканей применяются 2 электронновычислительные и фотоэлектронная машины.
Постоянно расширяется ассортимент модных изделий. В 9-й пятилетке освоено свыше 350 новых моделей и выпущено около 2 млн. изделий.
Государственный Знак качества присвоен 34 моделям.
Продукция фабрики поставляется всем областям республики.

 

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz