1941 г. Харьковские Т-35

В книге В.М.Мельникова "Забытый 41-й" упоминается о том, что в обороне города в 1941 г. были задействованы тяжелые танки Т-35.
Поискав в Интернете информацию о боевом использовании Харьковских Т-35 при обороне города, выяснилось, что об этом мало что известно современным любителям бронетанковой техники.
Эти тяжелые танки были для своего времени  уникальными машинами и если в официальных документах могли и затеряться сведения о перемещениях и участии Т-35 в боевых действиях, то массы фотолюбителей среди немецких солдат при встрече с ними уж точно должны были запечатлеть эти уникальные машины на своих фото. Поискав в Интернете снимки Т-35, среди большой массы фото и были обнаружены Харьковские экземпляры, возможно до текущего момента еще не идентифицированные.
Но… все по порядку.
Известно, что летом 1941 г. на  заводе №183 в Харькове в ожидании капитального ремонта находилось пять Т-35А. К середине лета ни один из них не был отремонтирован. По всей видимости, их техническое состояние было таковым, что тратить на них какие-то усилия посчитали нецелесообразным в то время как  завод был загружен текущими заданиями более чем основательно.
21 августа 1941 г. начальник ГАБТУ Федоренко в телеграмме районному инженеру ГАБТУ сообщал следующее:
"Находящимся на з-де №183 4 танкам Т-35А №№ 148-30, 537-90, 220-28 и 197-02 провести мелкий ремонт,  дающий возможность танкам самостоятельное передвижение, установить положенное вооружение и срочно отгрузить с з-да по разнорядке ГАБТУ КА. О готовности донесите."
Есть предположение, что пятый танк все же отремонтировали и отправили по месту постоянной дислокации, которым осенью 1941 г. могло быть 2-е Саратовское танковое училище или КБТКУТС ПриВО. Остальные четыре остались в Харькове.

Из книги В.М.Мельникова, написанной на основании  архивных документов, ясно, что эти четыре Т-35А вошли в состав бронетанкового отряда, или как его иногда называли в документах, отдельного противотанкового отряда, как одного из подразделений гарнизона города Харькова. Противотанковый отряд имел в своем составе 47 единиц бронетанковой техники устаревших марок, отремонтированных жителями города своими силами. Состав отряда был следующим: 5 танков Т-26, 25 танкеток Т-27, 4 танка Т-35 и 13 танков Т-16.
"Вследствие слабой подвижности и сильной изношенности материальной части, бронетанковый отряд был разделен на две части. Одна его часть (5 танков Т-26 и часть танкеток Т-27) располагалась на границе Октябрьского и Червонобаварского секторов обороны, в том районе, где сейчас находится Карповский сад. Вторая его часть была сосредоточена на стыке трех секторов обороны — Октябрьского, Сталинского и Червонозаводского, в том месте, где сейчас расположен стадион на улице Бутлеровский въезд."
Предположительно, в каждый отряд попало по два Т-35.

Из рапорта немецкой 57-й дивизии известно, что " …русские 22.10.1941 г. предпринимали безуспешные попытки атаковать  из казарм в западной части города. Уже раньше они попробовали это, по эту сторону Уд, из Новой Баварии, против станции Рыжов, безуспешно отрезать нас от Удянского моста. Не смотря на атаки при поддержке танков (четырех средних и двух тяжелых), нападение не удалось. 5 из 6 танков были подбиты, последний все же ускользнул с сильным креном".

Из книги В.М.Мельникова известно, что оборону в этом месте держали подразделения 216-й стрелковой дивизии, усиленные противотанковым отрядом.
"Боевое охранение от 290-й отдельной мотострелковой разведывательной роты 216-й сд, занимавшее позицию в этом районе, во взаимодействии с танкистами противотанкового отряда отразили наступление противника, нанеся ему ощутимые потери. По данным штаба обороны Харькова в ходе этого боя было уничтожено значительное количество пехоты и конницы противника, подбито два танка, уничтожено несколько минометных расчетов и захвачено несколько пленных."

Из статьи Н.Н. Гладкова "В упорных оборонительных боях" сборника "В боях за Харьковщину" 1977 г. издания.
"Чтобы сорвать вражеское наступление, наши войска 22 октября нанесли контрудар по прорвавшейся немецкой группировке и овладели Куряжем, Песочином, отбросили противника на несколько километров. В этом бою особенно отличился батальон 216-й стрелковой дивизии под командованием опытного и решительного командира старшего лейтенанта Сабельникова. Бойцы ворвались на железнодорожную станцию Рыжов, уничтожили более 20 вражеских солдат, 75-миллиметровую артиллерийскую батарею и захватили в плен 8 солдат."


Сведения о бое 22 октября 1941 г. на западной окраине Харькова весьма противоречивы, но имеется вероятность, что атакующие добрались до Рыжова.

Если Т-26 по внешнему виду немцы могли отнести к средним танкам, то кроме Т-35 других тяжелых танков в это время в этом месте не было. Т.е. два Т-35 были подбиты в ходе боев 21-22 октября на западной окраине Харькова. Кстати, из рапорта немецкой 57-й дивизии известно, что 5-ый Т-26 из состава западной половины бронетанкового отряда был уничтожен в боях районе Полтавского шляха 23 октября 1941 г.

По информации, предоставленной харьковским историком Александром Подопригорой для сайта "Тяжелый танк Т-35 в боях" известно, что в "Донесении о деятельности штаба LV АК вермахта при исполнении им обязанностей городской комендатуры в Харькове" указывается, что 3.11.1941 в районе Новая Бавария был захвачен 45-тонный танк с одной 76-мм и двумя 45-мм пушками и 5 пулеметами.
В немецком донесении отдела поиска и сбора трофеев в штаб 55-го армейского корпуса указывалось:
"В Григоровке (юго-западная часть Харькова) обнаружен неповрежденный русский танк. Вооружение: 3 пушки (одна 7,62 см и две 4,5 см) и пять пулеметов".

Этот танк запечатлён на серии снимков под номером 025.

Только одно место в бывшей Григоровке подходит и находится оно во дворе дома 9 по улице Тельмана, напротив дома 14.

Вероятно, этот Т-35-ый выбирался по единственой большой дороге, связывавшей Новую Баварию с левым берегом р.Уды и немного не доехал до Комсомольского шоссе. Современный снимок этого места.

О ещё двух Т-35 было известно из других источников.

Еще во время учебы в институте от преподавателя военной кафедры, который мальчишкой пережил оккупацию Харькова, я услышал об огромном танке, стоявшем в годы войны где-то в районе нынешней ул. Якира. Этот танк преподаватель называл "степным крейсером" из-за большого количества башен и пушек. Среди немецких Интернетовских снимков с Т-35 легко было угадываемо одно здание, находящееся и ныне на этой улице.

Нынешний адрес здания - ул. Якира 38. А вот до войны улица носила имя Ворошилова.
"В 22 часа 15 минут 15 октября 1941 года в здании штаба фронта (Юго-Западного) на улице Ворошилова в доме № 40 начался Военный совет, на котором присутствовали все начальники родов войск и служб, а также начальники основных отделов штаба фронта."
Так выглядит это здание в наше время.

Именно на этом совете была решена судьба города в 1941 г. В этом же здании располагался и штаб 38-й армии.
В здании под номером 38 располагались штабы обороны города и 216-й стрелковой дивизии.
Так что один из Т-35 был задействован в охране штабов. Здесь же он и остался до конца своей жизни.

Местоположение танка указано на выкопировке из немецкого аэрофотоснимка сентября 1941 г.

Известно из книги В.М.Мельникова: "Из состава бронетанкового отряда был сформирован стрелковый батальон, который состоял в резерве начальника Харьковского гарнизона генерала И. И. Маршалкова и размещался в районе ХТЗ, недалеко от платформы Лосево."
От места базирования восточной части бронетанкового отряда  в районе Бутлеровского въезда до Лосево оставшийся на ходу танк не доехал, сломался.
Из воспоминаний немецкого солдата   Генриха Хайля о пребывании в Харькове в 1943 г.:
"При поездке к базе для автомобильных запасных частей, которая располагалась на несколько отлогой улице тотчас же вне Харькова, мы проезжали всегда мимо расстрелянного 72-тонного танка Красной армии. Этот танк имел 3 подвижных башни и высота его была определенно больше, чем 3 м."
Судя по воспоминаниям солдата, речь в них шла о восточной части города.
Танк, стоявший на дороге, идущей на восток, в сторону Чугуева не мог пройти мимо внимания немецких солдат-фотолюбителей. И хотя местность сильно изменилась и нет уже двухэтажек, рядом с которыми стоял танк, все же местность - узнаваема. Снимков этого танка – большое количество. Уж слишком интенсивное движение было на этой транспортной магистрали. Это не окрестности Львова, как предполагают некоторые знатоки. Это Харьков, пр. Московский, недалеко от гостиницы "Турист",  рядом с восточной границей Селекционной станции. На старых снимках видны опоры контактной сети убранной уже после постройки метро трамвайной линии ХЭМЗ-ХТЗ.

Снимков столько, что можно сделать даже флэш-фильм о том как танк "разбарахоливали" хозяйственные немцы.
http://grayknight.narod.ru/T-35/T-35.htm  (серия снимков 29 + приложение там же)

 Не удивительно, что к весне 1943 года из пяти осталось только три башни. Были сорваны даже боковые бронеплиты.

Привязка местоположения Т-35 к местности на выкопировке из немецкого аэрофотоснимка осени 1941г.

Пока нет данных о четвёртом Т-35, подбитом в районе Новой Баварии. Вероятно, речь идет о танке Т-35 №0197-2 1938 года выпуска с цилиндрической башней позднего типа.
Поиск продолжается.

Возможно, найдутся еще желающие поискать последнее место стоянки этого танка.
Могут появиться в сети и новые снимки Т-35-ых.
Для облегчения поиска прилагаются: выкопировка из немецкого аэрофотоснимка местности 1941 г. района, в котором произошла первая и последняя танковая атака защитников города Харькова в 1941 г. и
современные панорамы местности между Рыжовым и Новой Баварией по состоянию на октябрь 2012 г.

Точка съемки 1. Район старых мостов через р. Уды.

Точка съемки 2.

Точка съемки 3.

Точка съемки 4.


Точка съемки 5.

Точка съмки 6.


| В начало | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz