Дневник  народных  праздников  Харьковской губернии

Статистический Комитет  задался целью составить перечень праздников, в  которые не производят  работ крестьяне Харьковской губернии, и вместе с  тем  получить описание самых  праздников, как  в  этнографическому так  и в  экономическом  отношениях, т. е. иметь сведения о том , как  проводят праздничное время наши крестьяне, какие обряды, верования и приметы связывают  они с тем  или другим  праздничным днем, по каким  праздникам располагают  они свои сельскохозяйственные работы, сколько времени тратится непроизводительно для хозяйства и т. п.
В  этих  видах  Комитет  обращался к  благочинным сельских  приходов  с  просьбой доставить ему материал  для выполнения указанной задачи. Некоторые благочинные и священники откликнулись на призыв  Комитета и сообщили свои замечания, которыя могут  послужить в  будущем материалом  для особаго изследования. Помещаем  здесь сводку из  доставленного и позволяем  себе надеяться, что и другие лица не откажут  в будущем  сообщить свои наблюдения над  тем, как  народ  проводить праздничное время и какое значение имеют праздники в  крестьяиском хозяйстве.   

                                                                                                                        Ред.

Январь.
1. Новый год. Св. Василия Великаго. На Новый год  мальчики 7—15 лет, приблизительно с  четырех  и до семи часов  утра (между заутреней и обедней) ходят из хаты в  хату "посыпать" или "засивать" . Набравши в  рукавицу или же в  маленькую торбочку зерен  ячменя или пшеницы и вошедши в  дом, разбрасывают  их , приговаривая: "На щастя, на здоровья, на новое лито, роди, Боже, жито, пшеныцю ж всяку пашныцю! Будьте здоровы, с  праздником, с  новым  годом, з  Васыллям !"
При этом  хозяйки заставляют  перваго "посыпальника"  сесть на пороге хаты и "квохтать"  по куриному, "щоб  циплята були в  тим  году ранни"  (Волчанский у.).
Разсыпанныя зерна хозяева собирают  и дают  курам , " щоб  лучче неслись" , Посыпальникам  за их  труд  дают  или по копейке, или по бублику, пампушке, коржику, пирожку, "стульню"  (пирожок  из  одного теста); собранное они делят  поровну между собою. Проспать посыпальников  считается большим  стыдом, и тот, кого они застанут  спящим , терпит  много насмешек  от  прочих  членов  семьи.
В  этот  день хозяин приходить в  сад  с  топором  и стучит  по деревьям, как  бы желая их срубить, "щоб  лучче родылы" . (Сумский у.) Соломою и сором , собираемым  целую неделю на святках , на Новый год  рано утром  окуривают  сады, чтоб  хорошо родили, а другие ставять в  саду кадку с  водою, чтоб  предохранить деревья от  морозу (Волчанский у.).

5. Навечерие Богоявления. "Голодный свят-вечир" , "терплячий свят-вечир" , "голодна кутя" . С  утра до освящения воды постятся. Хозяйки в  этот  день пекут пироги с  фасолью, горохом  иди чечевицею; из  сушеных  груш, яблок , терну и вишень варят  "озвар " , а из  ячменных  или пшеничных  круп "кутю" . Смотря по состоянию, приготовляют так­же в  ужину несколько горячих  блюд , но без  рыбы. Когда к  ужину все готово, вносят  в  дом  немного сена и разстилают его "на покути" в  святом  углу. На ото сено ставится "кутя", "озвар ", один  печеный хлеб  и вверху его немного соли. Здесь все это находится до окончания обеда в  "день Богоявления Господня".  Кто-нибудь из  семейства—обыкновенно старики—с  бутылкой, кувшином  или кубышкой идет  за освященной водою. Этою водою старший в  доме окропляет  все хозяйственный постройки и скот, а также вливает  ее крестообразно в  колодец, если он  есть; затем  занимающейся окроплением, с  пирогом  в  руках, пишет  мелом  (крейдою) кресты не только на воротах, дверях  и окнах, но и на всех  хозяйственных  принадлежностях  (повозках, кадушках и т. д.), причем  пред  написанием  каждаго креста кусает  пирог  (Старобельский у.) или съедает  его целиком  по написании всех  крестов  (Ахтырский у.). Первые кресты ставятся на горшках  (новых ) "кути"  и "озвара". Кроме того мелом  проводится черта вокруг  хаты, начиная с  входных  дверей и около них  оканчивая (Лебединский у.). Затем  в  доме пред  иконами ззажигаются свечи или лампадка, все молятся Богу и садятся ва стол. Старший в  доме, обратившись лицом  к  ближайшему окну, три раза "клыче мороза вечеряты", каждый раз  приговаривая: "Морозе, морозе! йды до нас  вечеряты и Та не морозь у нас  ни людыны, ни скотыны, ни хлиба, ни стравы" ! Вариация этого обряда: кто-нибудь из  членов  семьи, уполномоченный старшим  "прогонять мороза", выходит на дворь с "макогоном "  и стучат - три раза в  ворота, приговаривая: "Морозе, морозе! йды кутю исты! нейдешь? нейдешь? нейдешь? як  ни пидышь, ни ходы ж ты ни на гарбузы, ни на огиркы, ни на всяку городню овощь" ! После этого уже молятся и садятся за столь (Ахтырский уезд). Перед  ужином  испивают  немного святой воды, а заканчивается он  "кутею"  и "озваром", часть которых  оставляется для следующаго дня. Сено из  под "кути на покути"  дают скоту.

6.  Богоявление Господне. Хрещення, Водохрыще. Для водоосвящения крестьяне рубят на льду реки или пруда крест; пробоина в  вырубленном  кресте после погружения креста в  воду затыкается колом, который носит названиф "чоп". Кол этот, принадлежащий рубившим  во льду крест , стараются приобрести торговцы и пчеловоды, а также голубятники.
Освященную в этот  день воду сохраняют в  течении целаго года, так как  ей приписывается целебное действие во всех  болезнях ; ею также окропляются жилье, постройки и скот. Набравший прежде всех  воды надеется, что его хозяйство будет улучшаться (Лебединсвий у.). Пчеловоды должны хранить эту воду и окропить ею ульи и рои (Лебединский уезд).
На Иордани (после освящения воды тотчас ) "стриляют  из  ружжя, щоб  вовки полохались".
Испив освященной воды, садятся обедать, вкушая прежде всего "кути"  и "озвара". После обеда "кутю"  и "озвар "  прогоняют  следующим  образом: преимущественно "парубки" , взяв  в  руки "качалки"  или же "кийкы" , по нисколько раз ударяют ими в  ворота, приговаривая: "геть, кутя с  покутя, озвар  на базарь" .
С этого дня, а в некоторых  местах  после освящения воды в  навечерие праздника Богоявления и до дня отдания его, духовенство ходить по домам , при чем  священник  кропить святою водою дома и постройки,  диакон или псаломщик  красным  суриком  пишет  на степе "Ордань" : шести конечный крест, который, по уходе духовенства, немедленно затирается, "щоб  куры неслысь" .

7.  Собор  Иоанна Предтечи. Ивана Хрестителя. В  этот  день хозяин дает  скоту по куску святковаго хлеба, лежавшаго "на покути"  еще со времени "богатой кути"  (на кануне Рождества Христова), при чем каждое животное получает  еще и "дрибок соли" , "щоб  домивку и хозяина зналы"  (Лебединск. у). (В  Ахтырск. у. святковый хлеб  раздается скоту 6 января и без  соли).

8.  Преподобнаго Георгия. Риздвяный день. В  этот  день приступить к обыденным  работам. Женщины начинают  прясть. Есть поговорка
этот  день: "Тик  и притык, починок  приволок". В  некоторых же местах  этот  день считается последним днем  святок, и потому не работают  (Лебединский у.).

15. Виддання. В  этот  день ничего не работают  (Лебединск. у.).

Февраль
2. Сретение Господне. Стритення. "Зима з  литом стричаеця: солнце на лито, а зима на морозы.—"Половина зимы, половина зимовли,—бережи зъиды корови". "Стритеньска свята вода"  употребляется для окропления новорожденных  телят  и других  животных  (Ахтырск. у.).

11. Св., муч. Власия.—Власся. Народ  празднует  этот  день. "На Власа помолись ему, щоб  коровы булы ласкови" . Власий считается покровнтелем  рогатаго скота. Женщины домохозяйки пируют, пьют  водку.

24.  Обретение главы И. Крестителя. "Птыця обвернетця з  вырыя"  (с юга).
Сырная недилля. Масляница. "Масныця" - В  понедельник  на этой неделе обыкновенно ходят  по хатам  и "привязують колодки батькам  и матерям" , которые не женили сыновей или не выдали замуж  дочерей. В  воскресенье (заговенье на Великий пост ) ходят  "прощатьця". С  понедельника первой недели поста женщины начинают  ткать полотно.
Первая недилля Великаю поста. На этой неделе никто не ест  горячей пищи и рыбы, едят  больше хлеб  с  редькой, или с  капустой, но и те без  масла.
В  феврале занимаются вывозкою леса и заготовляют  материал  для построек .

М а р т 
1. П. муч. Евдокии. В  этот  день народ  празднует  начало весны. "На Евдокии курица напьется водыци на порози" С этого дня бабы начинают  прятать на чердак  золу, которую потом  употребляют для бученья холстов  (Волчанск. у.).

9.  Память св. сорока мучеников. Сорок  святых. Сороки. В  этот  день пекут  из  пшеничнаго теста "птушек", жаворонков  (сорок), так как к  этому времени появляются уже жаворонки, первые вестники весны; в некоторых  местах  вместо "птушек"  делают  крестики. Раздают  их детям, а несколько штук  в  свое время везут в  поле на посев  и, растерши с  зерном, раскидывают  по ниве. "Птица 40 палочек  наносят  в  гнездо". Квочек  сажают  на яйца. С  9 марта начинают  приготовлять орудия для предстоящих  полевых  работ.

17. Препод. Алексия человека Божия. Теплый Олексий. Народ  празднует  этот  день. Если весна ранняя, то с  этого дня начинается посев.

25.  Благовещение Пр. св. Богородицы. Благовещення. Пчеловоды выставляют  из  погребов  зимних  ("омшанников") ульи и помещают их  в летния пасеки. Пчеловоды запасаются просфорами, освященными на всенощной Благовещенской и пропитанными вином, и часть такой просфоры примешивают  в  мед  при первом  кормлении пчел, чтобы сильнее были. В  Старобельском  уезде для перваго кормления пчел  приготовляется такая смесь: в  мед  вливают  немного водки и святой, крещенской, воды; всыпают  туда горсть стертой в  порошок  благословенной просфоры, напитанной вином, столько же артоса и немного горькаго перцу; затем всё это варят  и кормят  таким  составом  пчел. Некоторые всыпают  еще порошок  засушенной свежей щуки, "щоб  бжола моторниша була". Ладан, оставшийся в  кадильнице от  заутрени, употребляют  для окуривания больных  (Ахтырск. уезд ).

26.  Собор  Архангела Гавриила. Благовистника. С  этого дня уже производятся весенние посевы. "Як  посиешь ячминь, та овес  у кад (гряд),так  вони тебе нарядить и в  жупан ". Этот  день народ  празднует  (Волчанск. уезд ).

29. Препод. Марка. Бабы сеют мак  (Ахтырск. уезд ). Крестопоклонная неделя. Середохрестна. В  среду на этой неделе пекут  из  муки "хрестцы" - кресты и первый из  них  оставляют до времени посевов, когда этот  "хрестец "  вывозят  в  поле; по окончании посева его в  поле-же в съедают. "На средохрестним  тыжни сиють мак, щоб  родючий був"  (Волчанск. уезд).
Вербное воскресенье. Пришедшие из  церкви от  заутрени слегка бьют  ветками освященной вербы своих  домашних, приговаривая: "Верба бье, не я бью; за тыждень Велык-день! Ось не далечко красне яечко!" (В  иных  местах  к  этим  словам  добавляют: "Будь велык, як  верба, будь здоров, як  вода, будь щаслыв, як  земля!"  (Старобельск. уезд). Просфора, благословенная на утрени, напитанная вином, употребляется для закармливания пчел. Вербою прикалывают  верхушки пасок  или садят  в  землю.
Страстная неделя. В  чистый четверг  купаются до рассвета ("до схид  сонця") для исцеления от  разных  болезней. Остаток  свечи, горевший во время чтения Страстных  Евангелий, хранить по несколько лет. На "сволок"  пламенем  свечи делают  крест, остающийся до дня отдания праздника Пасхи. Страстную свечу зажигают пред  иконами, когда на живущих   в  доме нападает  страх (напр. во время грозы), для исцеления от  болезней и т. д. Особенно дорожат такою свечею, которая горела в церкви три года кряду.
Первый день Пасхи. "Велык-день". В ночь под  этот  день "шукають шкарбы". На разсвете наблюдают, "як  сонце грае". Первое яйцо, полученное в  этот  день после перваго христосованья, хранится для отвращения всякой "напасти вид  лихого чоловика". Такое яйцо бросается в  огонь для прекращения пожара.
Девицы употребляют  пасхальное яйцо при умываньи, "щоб  кращими буты".
Второй день Пасхи называется днем  "Богородицы", в который, обыкновенно, раздают  "милостыню нищий братии".
"Великодни Святки"  продолжаются с  перваго дня Пасхи до Фомина воскресенья включительно. В  понедедьник на Фоминой неделе "поминают  родичив"  ("проводы" —поминовение усопших ).
В  конце месяца занимаются посадкой огородных  овощей. Разсаду сеют, "як  жабы заквакають".—(Волчанск. уеъзд ).

А п р е л ь
С  1-го апреля есть обыкновение наниматься на летния работы до Покрова иди до 14 ноября включительно. В  этот  день бабы ничего не работают, боясь, чтобы у них  не родились дети о 6 пальцах  (в продолжении года во все пятницы оне не прядут , не ткут и не шьють, боясь, чтоб  дети не родились калеками; мужики по пятницам  не пашут  земли на водах ). (Волчанск. уезд).

8. Апостола Руфа. "На Руфа земля рушитця" . Начало яровых  посевов, кроме гречихи. (Ахтырсх. уезд). Преимущественно в  этот  день садят  огородния овощи: "бо на цей день що не посады, то все в  вемли руше".

15. Апостола Пуда. Сеют  кавуны (арбузы), чтоб  каждый был  весом в  пуд. (Изюмск. уезд ). 16 "Ирина воду запыныла".

17. Зосимы Соловецк. Зосима и Савватий считаются покровителями пчел  (Лебединск. уезд).

23. Св. великомуч. Георгия Победоносца. Егория. В  этот  день народ  празднует  и постит, "щоб  Егорий скотину спас  от  звиря" . "На Егория скотыни подавай (корм), та и вила заховай". В  этот  день выгоняют скот  на пастьбу и освобождают  от  всякой работы, по возможности.
"Скризь клуню Ягория выдно" (Сумский у.). Крестный ход  на озимый посев ; после освящения воды и окропления полей бывают  общия пирушки (Ахтырск. у.). "И зазимовану свыню" вывозят  на лубку на степь  пастись (Изюмск. у)
На праву середу (преполовение пятидесятницы) "сий огирки и сады гарбузы"  (Волчанск. у.).
В  этом  месяце производятся домашния постройки и продолжаются полевые работы (посев  и распашка земли).

Май
1.  "Наставлять мая"  значить гулять в  саду или в  лесу. Наставляют  мая и простолюдины (Ахтырск. у.).

8. Aп. Иоанна Богослова. Ивана. Этот  день считается последним сроком для посадки "гарбузив "  (Волчанск. у.).

9. Перенесение мощей Николая Чудотворца. Миколая. С  этого дня начинается срок  найма рабочих  на лето. Около этого-же временя уходят на летния заработки, главным  образом, на Дон. После Николаева дни запрещается пастьба скота на сенокосных  лугах  и производится стрижка овец . (Волчанск. у.).

10.   Aп. Симона Зилота. Народ  празднует. В  этот  день собирают травы и коренья, "бо се зилля пользовите вид  усякои болисти".

11.  Обновление Царя-града. Народ  празднует, "щоб  град  хлиба не побывь" . Вознесение Господне. Вшест я. "До вшестья пора обсиятьця". Пятидесятница-день св. Троицы и Сошествия Святаго Духа. Зелена или  клечальна недиля. "Зелени святки"  продолжается три дня. В  этот  праздник жилища украшаются "клечаньем "  (древесные ветки) и зеленью; ветки осины имеют  особенное значение. Такая ветка прикрепляется в воротах, "щоб  видьма не ходила в  двир  и не портила коров"  осиновая ветка непременно ставится около конюшни, "щоб  домовой конив не гонив".  Прутья "клечальной"  осины втыкаются в  гряды капусты, "шоб черва не заводилась и не портила капусты.—Если листья "клечальной осины, поставленной в  хате, засохнуть и почернеют  в течения трех дней праздника, то в  семействе будет  покойник  в  том  году.
Зелень, которою украшают  хаты, сберегается для подстилки под хлебные стога, "щоб  миши не плодились и не или хлиба" .
"На зелений недили не треба купатьця, бо русалки залоскочуть: тоди бува русальчин  велик -день!"
"До Святаго Духа не скидай кожуха".—В  четверг  перед  Троицей  "русальчин  велик -день"  не ходят  купаться, не работают  на огороде (Сумск. у).
В  проможуток  времени от  Преноловения доТроицких  святок включительно бывают  крестные ходы по полям: в  иных  местностях до Пятидесятницы, в  других —на Троицких  святках .
После Троицких  святок  мужчины начинают  покос  травы, а женщины полют  огороды и бакчи.
Петров  пост. Петривка. В  понедельник, после заговенья на Петров пост, "жинки глечики полощуть", т. е. собирается несколько женщин и, сделав  "складчину" , "пьют горилку" .
Есть поговорка: "Петривка—голодивка, мала ничка".  В течении Петровки производится распашка земли для озимых, и такая распашка называется "Петривня рилля".
В  этом  месяце оканчиваются посевы яроваго хлеба.

И ю н ь
С  первых  чисел  этого месяца начинается покос  травы.
13. Муч. Аккилины. Кулики. Этот  день считается последним  сроком  для посева гречки. "Сий гречку, буде копна добра" .

24. Рождество Иоанна Предтечи. Ивана Купала. Знахаря собирают  в  этот  день нужные им  травы и цветы.
Вечером  парубки и дивчата собираются, плетут  венки из  различных  цветов  и надевают  их  на головы. Взрослые раскладывают  в  безопасном  месте костер  и зажигают  его; участвующие становятся в  ряд  и прыгают  через  него. Дети вырывают  куст  "жалкой кропывы", укрепляют  его среди дороги и прыгают  через  крапиву. Прыгание как  через  костер , так  и через  крапиву совершается при пении: "Ой, купався Йван , та и в  воду упав! Купала на Ивана!"  После прыганья дивчата идут  к  реке и бросают  в  воду ветки, следя за их  судьбой: если венок  поплывет, то собственница его выйдет  в  этом  году замуж  и должна ждать жениха с  той стороны, куда поплывет  венок; если венок  закружится на одном  месте, то это считается зловещим  предзнаменованием: "дивчыни по-вик  не имить вирнои дружыны"; если же венок  утонет, то обдадательнице его грозит  смерть (Старобельск. у). Этот  обряд  в  большинстве местностей теперь выводится; украшаются венками и прыгают  через  костры только подростки, а через  крапиву дети. (Лебединск., Ахтырск., Волчанск. у.).
Ночью в  12-ть часов, по народному поверью, расцветает "папороть"  (папоротник ); этот  цветок  обладает  чудесною силою и с  помощию его можно добиться всего: богатства, почестей, любви "избранной"  и т. п., а также отыскивать клады. Цветет  он  "як  жар  горыть". Сорвавши цветок, надо бежать домой без  оглядки, потому что "нечыста сила"  будет  преследовать сорвавшаго и стараться разными способами заставить его оглянуться; креститься при этом  нельзя, так  как  цветок  теряет  свою силу (Лебединск. у.).

29.  Св. Апостолов  Петра и Павла. "Зозуля"  перестает  куковать, "бо удавитця мандрыкою"  (сырником ).
С  этого дня начинается "жнива"  (страдная пора полевых  работ) "Идуть жнива, жинка наче не жива" . (Волчанск. у.).
Поговорка: "ждалы, ждалы Петра у недилю, а вин, тыць, у середу".— Разсчитывают  пастухов  за первую половину лета. (Ахтырск. у.).

30. Соб. всехвальн. Апостолов . "Полупетра" .

И ю л ь
7. Под  "Казанскую"  зажинают  рожь (начало жатвы). (Сумск. у.).

8. Велтомуч. Прокопия. "Прокипья". "На Прокипья рвуть окрипья"  (укроп  готов ). (Сумск. у.).
Начало уборки озимых  посевов . (Ахтырск. у.).—В  этот  день бывает  первый перегон  пчел. Около этого времени собирают  "пдоскинь"  (безсеянную пеньку). (Волчанск. у.).

20. Пророка Илии. Илли гризного, що по небу грим  развозить. Пчеловоды считают  этот  день последним  сроком  для выгонки роев. "Рои тильки до Илли". "Як  прийде Илля, наробе гнилля".—"Писля Илли вода по-холодниша" . Народ  перестает  с  этого дня купаться. (Волчанск. у.).
"Не осталось жита (в  поле) и на бороду Илли". (Жатва окончена). Кто окончил  жатву, тот , возвращаясь с  поля, везет  крест, сделанный из  колосьев. Крест  хранится на "покути"  до молотьбы. (Сумск. у.).
"Не возять снопив  з  поля, бо Илля спалыть и виз, и хлиб ". (Харьк.).

27. Великомуч. Пантелеймона. Палия. В  этот  день ничего не работают "щоб  грим  не попалив  кип "  (хлеба). Думают, что "Палий"  наказывает  пожаром  за работу в  праздничные дни.
В  этом  месяце производится уборка хлеба, вывозка снопов  с  поля и молотьба "жита на сийбу".

Август
1. Мучеников  Маккавеев. "Маковия". Происхождение древ  Креста Господня. "Спас  на воде". Празднуют , "щоб  мак  родыв ". Едят  "маковыкы"  ("шулики" ), приготовляемые следующим  образом: пекут  тонкие, посыпанные сверху маком, "коржи" , ломают  их  на маленькие кусочки, бросают  в  воду, смешанную с  медом  и маком ; едят  прежде другой пищи.
С  этого дня по 15-е число продолжается Успенский пост —"Спасивка. "Спасивква—ласивка" .
Со втораго числа начинают  посев  (ранний) озими—"Спасивня сийба" .

6. Преображение Господне. "Спас  на гopi" . "Прийшов  Спас, держи рукавицы про запас ".
В  этот  день освящаются садовые плоды и мед ; до Спаса употребление яблок  и груш  считается грехом.
Некоторые хозяева закапывают  освященные яблоки к  корням  лучших  яблонь.

15. Успение Пресв. Богородицы. "Жерва Пречиста". Купают  детей в  "ночвах"  (корыто), "щоб  дити не хворали нечистью"  (разными сыпями). (Харьк. у.).

16. Перенесение Нерукотворн. Образа. "Спас  на полоти" . С  этого дня начинается сбор  "матирки"  (пеньки) и покос  отавной травы. (Волчанск. у.).

18. Муч. Флора и Лавра. Флор  и Лавр  считаются покровителями лошадей. В  этот  день освящают  воду в  колодезях  и окропляют  ею лошадей. (Валковск. у.).

29. Усекновение главы И. Крестителя. "Головосика" . Строгий пост . В этот  день ничего круглаго (арбузов , дынь, картофеля и особенно капусты) не режут  на части (капуста для борща заготовляется с  вечера). Запрещается брать в  руки иож. Нельзя убивать животных .

Сентябрь
1. Симеона Столпника. "Семена" "Семен -день". Начало осени.    В этот день "засиживают  вечера", т. е. начинают  работать по вечерам при огне. До этого дня огонь вечером  в  хате не зажигался.
"Хто до Семена сиеть жменькою—собираеть миркою, хто сиеть писля Семена миркою, собирает жменькою" . (Сумск. у.).
"До Семена хоть пивжмени посий, так  добре буде, а писля Семена хоть дви жмени посиешь, так  буде плохише" . (Волчанск. у.).
Хозяева, имеющие артель ремесленняков , задают  пирушку рабочим: начавши работы, сейчас  же их  прекращают , и дают  угощение рабочими. (Ахтырск. у.).

6. Чудо арх. Михаила. Михайлово чудо. В  этот  день не работают, боясь наказания (Волчанск., Ахтырск., Сумск. у.); в  особенности нельзя сеять и боронить. Существует  такая легенда: Один  мужик  поехал  в  поле сеять хлеб , а другой, увидев  его, спрашивает: "куда ты едешь —"Сеять" . "Да сегодня Михайлово чудо!" —Чудно буде, отвечал  мужик, когда засею десятину жита" .—Когда мужик  стал  боронить и взял  на плечи борону, то уже не мог  ея снять до самаго вечера, пока не отслужен  был  молебен  Арх. Михаилу. (Ахтырск. у.).

8.  Рождество Пресв. Богородицы "Друга Пречиста" .

9.  Богоотец  Иоакима и Анны. С  этого дня женщины начинают  работать по вечерам : шьют  и прядут  (Волчанск, у.).

14. Воздвижение Креста Господня. "Здвиження". В  этот  день не ходят  в  лес, "бо в  сей день в  лиси збираетця гадина (гадюки) зо всего свиту". (Волчанск. у.).

23. Зачатие Иоанна Предтечи. Беременные женщины в  этот  день ничего не работают, боясь, чтобы у них  не родились дети мертвыми. (Волч. у).
Посев  озими в  первых  числах  этого месяца считается средним,  в  конце—поздним .  Производится молотьба хлеба и уборка гречихи.

Октябрь
1. Покров  Пресвятыя Богородицы. "Покрова". "Прийде Покрова, зареве в  хливи корова"  (Ахтырск. у.). Начало зимней топки. С  этого дня начинаются сватанья (Изюмск. у.). "Прийшла Покрова, дивка заривла, як  корова. "Посилают  сватив"  (Волчанск. у.). "Прийшла Покрова, жинка здорова"  (окончилась страдная пора полевых  работ). "Як  прийде Покров, натопи хату без  дров, помый, помажь, та и спати дяжь". Около этого времени пчеловоды вкладывают  пчел  в  погреба.

14. Преп. Параскевы. "Перви пьятенки". Это праздник  "пятинки"  или пятницы. Обыкновенно в  этот  день недели (в течении всего года) женщины не прядут  и не золят  белья, боясь, что за это "приключитця болисть"  увечье.

Митрова суббота (день поминовения усопших  перед  26 октября).

26. Великомученика Дмитрия Солунскаго. "Митра" . "До Митра тильки дивка хитра, а писля Митра хоть за старца (выйти замуж ), абы не остатьця" . С  этого дня "бувають высилля"  (свадебные увеселения).

28. Великомуч. Параскевы "Други пятинки". В  этом  месяце бывает  уже последняя распашка земли (для будущих  весенних  посевов  "ярицы" ).

Ноябрь
1. Космы и Дамиана. В  субботу перед  этим  днем  поминають усопших  ("Козьмина" ).

8. Собор  Архистратига Михаила. Михайлов  день. Пастухи заканчивають пасти скот  в  поле и получают  разсчет  за вторую половину лета (Ахтырск. у.).

14. Aп. Филиппа. "Заговины". Заговенье на Рождественской пост.—"Пилипивку" . В  этот  день оканчивается срок  рабочим , нанятым  с  9 мая (Волчанск. у.).

15. Св. муч. Гурия, Самона и Авива. Замужния женщины молятся этим  святым  для укрощения строптивости своих  мужей (Ахтырск. у.).

21. Введение во храм  Пресв. Богородицы. "Введения". К  этому дню прекращается пастьба овец —и производится расчет  "пастухив " (Волчанск. уезд.).

24. Мученицы Екатерины. Народ  празднует. В этот  день девицы гадают: срезывают  ветку вишни и ставят  в  "глечик "  с  водою; если до Рождества ветка зацветет, то загадавшая выйдет  замуж  в  следующем  году. (В  Волчанск. у. ветки оставляются до Новаго года).
В  ноябре (и декабре) производится рубка и вывозка хвороста.

Декабрь
1. Пророка Наума. Народ  празднует. Начало зимы. В  этот  день начинают  учить детей "грамоти". "Пророк  Наум  наставляет  на ум ".

4.  Великомуч. Варвары. Народ  празднует.—"Варвара ночи ввирвала" (Волчанск. у).

5.  Преп. Саввы освященнаго. Народ  празднует  (Волчанск. у).

6.  Свят. Николая Чудотворца"  "Миколая". "Савва мости мосте, а Микола скрипляе"  (Волчанск. у.).

12. Святаго Спиридона.  "Спирилдона-сонцеворота".  Грозят  "сокирою"  тем  плодовым  деревьям, которые не приносят плодов , приговаривая : "Як  не будешь родити, так  зрубаю"  (Волчанск. у.). В  других  местах  до разсвета отрясают  с  плодовых  деревьев  снег  и иней, чтоб  был  урожай (Ахтырск. у.).—"Сонце на лито, зима на мороз " . Знахари в  этот  день выгоняют  из  дому тараканов, клопов  и т. п. (Волчанск. у.).  

 24. Навечерие "Рождества Христова. "Богатый свят-вечир". "Богата кутя" . Хозяйки с  утра еще приготовляют  кушанья для вечери, а хозяева заготовляют  топливо до 1-го января, потому что считается тяжким  грехом  брать до Новаго года топор  в  руки. Старики и старухи ничего не едят  до звезды. Перед  заходом  солнца старший в  семействе постилает  самое лучшее сено в  виде гнезда в  переднем  углу; на это  сено ставятся кутя и озвар . По заходе солнца все молятся, а затем  садятся вечерять. На вечери, кроме печеной рыбы, подается непременно горох , жидко сваренный и размятый, в  виде соуса. Вечеря заканчивается кутею и озваром , (Ахтырск. у).

25.  Рождество Христово "Риздво". С  этого дня до 7 января включительно продолжаются "Риздвяни святки" .
Рано утром  мальчики ходят  из  хаты в  хату (с  3 до 7 часов утра) "вершуваты" .
Вечером  молодежь ("дивки"  и "мододици" ) "колядуют".
В  Староб. уезде .,колядуют  парубки и дивчата, а на другой день мужчины и женщины. Прежде всего спрашивается позволение: "вечир  добрый! Чы колядуваты?"  По окончании колядки приветствуют  хозяев следующими словами: "Дай, Боже, вечир  добрый, дайте пыриг  довгый! Одын  з  ручками, з  нижкамы, щоб  бигав  за нами; другый без  ручек  и без  нижок  щоб  не загруз  у снижок ". Хозяева благодарят  хлебом , салом , деньгами.
С  этого дня до Новаго года не выносят  сору из дома, не меняют "устилок". "Так  годыця" . (Сумск. у.)

26.  Собор  Пресв. Богородицы. В  этот  день раздают  нищим милостыню.

31. Муч. Мелании Римляныни. "Миланки", "Щедрый вечир". Вечером в  этот  день ходят  "по-пид  виконью"  и "щедрують"  парубкы и дивкы".
Родители после ужина дарят  своих  детей, чем  могут  (теленком, овцою и т. д.). (Ахтырск. у).

| Харьковский каледарь на 1887 год. Отдельные сюжеты |

|На главную страницу| Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz