ГЛАВАXI

КОЧЕВНИКИ ПРИДОНЕЦКИХ СТЕПЕЙ В IX—XIII ВВ. (ПЕЧЕНЕГИ, ТОРКИ, ПОЛОВЦЫ)


рис.128


рис.129


рис.130


рис.131


рис.132


рис.133

С конца IX века до татаро-монгольского нашествия в XIII в. в степях Северного Причерноморья господствовали различные тюркоязычные кочевники: печенеги, торки, половцы, родственные кочевым племенем Сибири, Средней Азии и Поволжья. Древнерусская летопись, труды византийских и арабских авторов, составленный в XIII веке половецко-латинский словарь (Codex Cumanicus) и другие письменные источники освещают жизнь кочевников эпохи раннего средневековья довольно односторонне. Уже давно ощущалась потребность в получении вещественного материала, который мог бы существенно дополнить сведения письменных источников.

Еще в XIX веке начались раскопки курганов и изучение других археологических памятников степных кочевников юга Восточной Европы. Ряд исследователей (В. А. Городцов, Е. П. Трефильев, Н Е. Бранденбург, Г. С. Чириков, А. С. Федоровский и др.) занимался изучением древностей поздних кочевников и в бассейне Северского Донца. Однако долгое время не было такой работы, в которой были бы тщательно собраны, проанализированы и обобщены не только сведения древних авторов, но и все материалы, известные нам из археологических источников. Только недавно опубликована диссертация С. А. Плетневой о кочевниках южнорусских степей, в которой разработана вполне убедительная классификация древностей печенегов, торков, половцев и смешанных групп населения степей, а также дана общая характеристика их хозяйства, социального строя и культуры. Это исследование С. А. Плетневой, наряду с другими материалами и работами, положено в основу настоящего раздела о раннесредневековых кочевниках в бассейне Донца.

Передовым отрядом тюркоязычных кочевников, которые нахлынули в конце IX века в степи Северного Причерноморья, были печенеги. Первоначально они входили в состав среднеазиатского племенного союза канглов (кангюй), но уже в IX веке создали на территории между р. Уралом и Волгой новый племенной союз. В этот союз, кроме печенежских племен, входило и покоренное местное население: сармато-аланские и отчасти финно-угорские племена.

Под давлением более сильных юго-восточных соседей — торков (гузов) и половцев (кипчаков) —большая часть печенегов в конце IX века покинула Заволжье и вторглась в степи между Доном и Донцом, заселенные преимущественно аланами и болгарами. Пострадали от этого вторжения и расположенные на южной окраине Лесостепи славянские поселения.
Трупы мирных людей и пожарища оставались на пути движения кочевых орд. Кроме Донецкого городища, в бассейне Северского Донца были разрушены в это время ранне-славянские (роменские) поселения, расположенные у сел Хорошева, Мохначей, Водяного, Коробовых Хуторов, Задонецких Хуторов, Большого Городища (на реке Короче). Одновременно с ними прекратили существование многочисленные донецкие поселения салтовской культуры. На юге печенеги вторглись на территорию Хазарского каганата и заняли земли в устье Дона и Кубани. Дряхлеющий каганат уже не имел достаточно сил для того, чтобы отстоять свои владения. В 892 г. печенеги мощным ударом разгромили также мадьяр (венгров) и, продвинувшись дальше на запад, установили свое господство на всей территории причерноморских степей. В X веке их кочевья доходили до устья Дуная.
Сведения, имеющиеся в письменных источниках — в трактате Константина Багрянородного «Об управлении государством», в сочинении персидского географа Гардизи, в летописях, — свидетельствуют о том, что печенежское общество представляло собой союз восьми племен. Во главе каждого племени стояли вожди, избиравшиеся из числа родовой знати («лучшие мужи в родах»). Неизвестно, сколько родов было в каждом племени, но во всем союзе племен насчитывалось сорок родов во главе со своими старейшинами. Изредка собиралось народное собрание, но все большую роль начинал играть у печенегов совет старейшин, в который входила разбогатевшая родовая верхушка.

Сопоставление письменных источников с археологическими находками позволяет выяснить, каков был характер хозяйства и быта печенегов. В бассейне Донца печенежские древности представлены пока лишь двумя курганными погребениями: одно было раскопано В. А. Городцовым у с. Ямполя (кург. № 1, мог. 6), а другое у хут. Ковалевки (кург. № 2, мог. 2) на территории Харьковской области.

Печенеги иногда сами насыпали над неглубокими могильными ямами небольшие курганы, но чаще они устраивали погребения в насыпях более древних курганов. К таким впускным погребениям относятся и упомянутые выше донецкие погребения печенегов. Покойник лежит обычно в де- ревянном гробу-колоде (реже без гроба) н всегда ориентирован головой в сторону запада.

Основную роль в хозяйстве печенегов играло кочевое скотоводство. Они разводили лошадей, коров, овец. Особенно большое значение в жизни скотовода-кочевника имела лошадь. Это нашло отражение и в погребальном обряде. В курганах печенегов около покойника обычно клали кости коня (голову, ноги) и сбрую, от которой сохраняются железные удила, овальные стремена и подпружные пряжки. Печенежские удила имеют очень своеобразную форму. Они сделаны из железного прута, к загнутым концам которого подвижно прикреплены большие кольца (рис.132,1). Эти удила, не имеющие, как у большинства других типов, перегиба в средней части, близки к современным мундштучным удилам, которые служат для более тонкого и строгого управления лошадью. А. С. Плетнева считает, что такой тип удил был выработан печенегами еще в то время, когда они жили в лесистой(слово «печенеги» в переводе на угорские наречия означает «лесные люди»)сильно пересеченной местности между Волгой и Уралом, где нужно было заставить лошадь особенно четко выполнять каждый маневр.

Украшения, предметы туалета, посуда и другие бытовые предметы редко встречаются в печенежских могилах. Собственного развитого ремесла у печенегов не было, торговля также не получила большого развития и поэтому всеми этими вещами очень дорожили. В погребениях мужчин-воинов встречается наступательное оружие: остатки луков, железные наконечники стрел, копья, но также в небольшом количестве. Только в богатых погребениях представителей родо-племенной знати найдены массивные, широкие, слабо искривленные сабли.

Имущественное расслоение в печенежском обществе было уже значительным. В этом отношении весьма характерны два донецких погребения. В кургане у с. Ямполя был похоронен рядовой общинник и в его могилу, кроме обычных частей коня и уздечки, положен только простой железный нож. Погребение в кургане у с. Ковалевки принадлежало богатому кочевнику и здесь инвентарь оказался гораздо разнообразней. Кроме железных удил, стремян и частей коня, в этом кургане найдены: железное кресало, нож, костяная застежка, просо и даже железная сабля.

Печенеги постоянно вели грабительские войны. Нападая на славян, мадьяр, хазар и других своих соседей, они захватывали имущество, угоняли скот, уводили и продавали в рабство людей. Кроме того, важными статьями дохода было получение выкупов и откупов. Указания на это можно найти в разных источниках. Так, например, византийский император Константин Багрянородный в своем сочинении: «Об управлении государством» пишет, что печенеги часто «грабят Русь и причиняют ей много вреда и убытков», причем во время этих нападений они могут «брать в рабство их (руссов и мадьяр.— Б. Ш.) женщин и детей». Анна Комнин указывает на один случай, когда начальники печенегов «хотели было убить пленных, которых содержали», но народное собрание не позволило сделать это, надеясь получить за пленных денежный выкуп.

Львиная доля военной добычи попадала родоплеменной знати, в руках которой таким образом накапливались большие богатства. Персидский географ Гардизи пишет: «Эти печенеги владеют стадами; у них много лошадей и баранов, также много золотых и серебряных сосудов, много оружия. Они носят серебряные пояса. У них есть копья и знамена, которые они поднимают во время битв; их трубы, в которые дуют во время битвы, сделаны наподобие бычачьих голов».

Господство печенегов в причерноморских степях продолжалось до первой половины XI века, когда основная масса их, не выдержав ударов русских дружин и натиска своих восточных соседей — торков (гузов), отступила в бассейн Дуная. Часть печенегов осталась на прежних местах и влилась в племенной союз торков. Постепенно само имя печенегов исчезло со страниц летописей и лишь курганы да некоторые древние географические названия (Печенежская гора и село Печенеги в Харьковской области) свидетельствуют и поныне о том, что они жили некогда на берегах Донца.

Племенной союз торков (гузов) был этнически очень пёстрым объединением. Кроме собственно торков и печенегов, в него входили берендеи, боуты, каепичи, коуи и другие племена. Эта смешанность сильно затрудняет выделение древностей собственно торков из массы других одновременных кочевнических памятников. Поэтому неудивительно, что С. А. Плетнева, специально занимавшаяся этим вопросом, указывает лишь на три погребения, которые по всем признакам несомненно являются торческими. Два из этих курганных погребений обнаружены у дер. Торской, Краснолиманского района, Донецкой области. Третье погребение найдено у хут. Марченки на р. Песчаной (недалеко от ст. Ясиноватая в Донецкой области). Степная часть бассейна Донца и его притоков, несомненно, была одним из основных центров, где располагались кочевья торков. Об этом свидетельствует и целый ряд древних географических наименований: реки Тор (Большой Тор, Казенный Торец), Сухой Торец, Кривой Торец, село Торское на р. Жеребце, пос. Торский, и Торецкий на р. Казенный Торец, Торское городище около Славянска.

Отыскать курганные древности торков (гузов) помогает то обстоятельство, что арабский писатель X. в Ибн-Фадлан детально описывает их погребальный обряд. Из его рассказа видно, что для погребения умершего торка (гуза) вначале отрывают «большую яму в виде дома» и помещают в неё покойника, одетого в куртку, с поясом и луком. В руку покойника и перед ним ставят деревянный кубок с хмельным напитком и «принесут всё, что он имеет и положат сим в этом доме» (речь идет, очевидно, о личных вещах умершего). Потом сородичи покойника убивают лошадей (ритуальное убийство лошадей или хотя бы одной лошади было обязательным, так как, согласно верованиям торков, на этих лошадях покойник должен был ехать в рай) и съедают их мясо, «кроме головы, ног, кожи и хвоста». Могильную яму перекрывают деревянным настилом, на котором располагают оставшиеся части лошадей. Затем над всем этим насыпают из глины курган. Наконец, Ибн-Фадлан рассказывает еще об одной очень интересной детали погребального обряда торков-гузов. «Если же он (т. е. покойник) когда-либо убил человека и был храбр, то они вырубят изображение из дерева по числу тех, кого он убил, поместят их на могиле и скажут: «Вот его отроки, которые будут служить ему в раю».

Действительно, в упомянутых выше торческих погребениях, раскопаных близ дер. Торской и у хут. Марченки, покойники находились в ямах, перекрытых деревянным настилом, на котором лежали кости лошади, а в одном случае еще кости 8 телят, 2 овец и коровы. Покойники были положены головой на запад и снабжены различными вещами, количество которых, по-видимому, зависело от богатства умершего. В наиболее бедном погребении из вещей обнаружены только остатки конской сбруи (удила, стремя), два ножа, один наконечник стрелы и глиняные сосуды. В самом богатом погребении (курган № 27, погребение 1 у хут. Марченки), кроме конской сбруи и сосудов, около покойника лежали: сабля с прямым перекрестием и круглым навершием рукоятки; остатки деревянных, обтянутых кожей ножен, украшенных круглыми выпуклыми бляхами из меди; сделанный из кожи и бересты колчан, в котором находились стрелы с железными наконечниками; железная пряжка и остатки кожаных сапог. В этой же могиле у ног и у изголовья покойника были поставлены грубо вырезанные из дерева фигурки людей (рис.128,2), изображавшие, очевидно, убитых им врагов, которые должны быть слугами умершего и потустороннем мире.

Хозяйство и общественный строп торков, кочевавших и причерноморских степях, мало чем отличались от хозяйства и общественного строя скотоводов-печенегов. Однако их господство было очень непродолжительным. Слабый, разноплеменный союз торков оказался в средине XI века между двух огней. Русские князья всячески старались ослабить степных кочевников и при каждом удобном случае наносили мощные удары по их кочевьям. Одновременно с востока на торков наступало сильное тюркское племенное объединение половцев (команов, кыпчаков). Под 1054 г. Лаврентьевская летопись сообщает о разгроме князем Всеволодом Ярославичем торков и одновременно о появлении на левом берегу Днепра передового отряда половцев: «В се же лето иде Всеволод на торкы зиме к Воиню (Воинь - пограничный со стеною город южнее Переяславля Русского), и победи торкы. В семь же лете приходи Болушь(Болуш — половецкий хан) с половьци, и створи Всеволод мир с ними; и возвратишася половци вспять; отнюду же пришли». В 1060 г. объединенное войско русских князей обратило торков в бегство, но уже в следующем 1061 г. произошло первое военное столкновение русских с половцами»( Повесть временных лет Лавринтьевской летописи 1377 г.,) .

Разгромленные торки частично бежали в Византию, частично перешли на службу к киевскому князю и были поселены на левом берегу р. Роси в Поднепровье. Поселения оседлых кочевников, находившихся в подчинении у русских князей (летописец называет их «своими погаными»), были и в других местах: на территории Черниговского княжества, в Ростово-Суздальской земле, в Переяславской земле, вокруг древнерусской крепости Белая Вежа на Дону. Остатком именно такого поселения оседлых кочевников является Торчиново городище на р. Мерле (вблизи современного Краснокутска в Харьковской обл.). По-видимому, это было одно из поселений «торков переяславских», о которых Лаврентьевская летопись упоминает под 1080 годом.

Половцы господствовали в причерноморских степях до XIII века, когда они попали под власть татаро-монгольских феодалов и вошли в состав Улуса Джучи, или Золотой
Орды. Золотая Орда представляла собой очень пестрое в этническом отношении феодальное государство, различные части которого отличались друг от друга и по уровню экономического развития и по культуре. Собственно татаро-монгольские завоеватели пе составляли большинства в этом государстве. В степях Восточной Европы и в XIII—XV вв. преобладало не монгольское, а тюркское население, в частности половцы. Территория восточно-европейских степей в арабской и персидской литературе с XI в. называлась Дешт-и-Кыпчак, т. е. половецкая степь. В самой Золотой Орде уже в XIV в. в качестве литературного языка господствовал не монгольский, а тюркский язык, в котором заметно сильное влияние половецких и торческих элементов.
В бассейне Северского Донца половецкие древности встречаются довольно часто в виде курганных погребений и своеобразных грубоватых скульптур, которые широко известны под названием «каменные бабы», хотя изображают как женщин, так и мужчин (Название «баба», применяемое по отношению к каменным фигурам людей, часто встречающимся в причерноморских степях, произошло от тюркского слова «балбал» — статуя. Отсюда и русское «болван» а смысле «идол».). Около двух десятков курганов Луганской и Ростовской областей. Они аналогичны захоронениям половцев, обнаруженным на остальной территории их распространения от Днестра до Волги.

Для погребения умершего сородича половцы сооружали гроб. Это был либо гроб-колода, выдолбленный из целого ствола дерева, либо дощатый гроб, сделанный в виде рамы с большим количеством поперечных дощечек. Гроб с умершим помещали в прямоугольную яму таким образом, чтобы покойник был ориентирован головой на восток или на запад. Над могильной ямой устраивали деревянное перекрытие, а затем насыпали небольшой курган. При этом для половецких курганов очень характерно наличие в насыпи над погребением каменной вымостки или хотя бы нескольких камней (рис.129). Иногда в половецких курганах встречаются и захоронения коней или их частей. В других случаях, как сообщает проезжавший в 1253 г. по половецким степям Гильом Рубрук, убитых коней в могилу не клали, а растягивали их шкуры на поверхности около погребения.

Вещественный материал, находимый в половецких курганах, не отличается особым разнообразием. Как и в других кочевнических погребениях, здесь встречаются остатки конской сбруи (удила, стремена, пряжки), оружие, глиняные сосуды, бронзовые зеркала, украшения и некоторые другие предметы.

Из оружия для этого времени характерны длинные сильно изогнутые сабли и большие луки. Для последних изготавливали соответствующие стрелы с массивными черешковыми наконечниками из железа. Носили стрелы в колчанах, сделанных из кожи или бересты. Подвешивали колчаны на кожаных петлях, края которых обычно укреплялись костяными, накладками. Изредка встречаются сферические шлемы ч кольчуги. В одном из курганов у хут. Лагерей был найден железный топор древнерусского типа, который мог применяться не только для хозяйственных целей, но и в качестве оружия.

Предметов домашнего быта в погребениях немного. Найдены калачевидные и овальные кресала, ножи, ножницы, небольшие круглые бронзовые зеркала. Кроме грубых лепных глиняных сосудов обычно цилиндрической формы, встречаются и горшки древнерусского типа. В кургане у с. Сватовой Лучки был найден сосудик из листовой бронзы, а в кургане № 7 у хут. Лагери сохранилась деревянная чашка. В ряде погребений В. А. Городцову удалось проследить остатки кожаных сапог, а в женском погребении кургана № 8 у хут. Лагери найден остаток ткани з золотым шитьем. Из украшений в половецких курганах встречаются серьги в виде знака вопроса (рис.132, 16), серьги с коническими нанизками, синие подвески, бубенчики, бусы, серебряные полукольца на валиках головных уборов и пр.

О деталях одежды, головных уборов и обуви позволяют судить также упоминавшиеся ранее каменные статуи, которые изображают половецких женщин и мужчин (рис. 130131). Некоторые из них сделаны очень тщательно и, несомненно, являются скульптурными портретами умерших. Гильом Рубрук писал, что половцы воздвигают в честь умерших «статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу». Статуи ставили на возвышенностях, часто на курганах, но считать их надгробными памятниками нельзя. Археологи неоднократно отмечали, что под курганами с каменными бабами иногда совсем нет кочевнических погребений и, наоборот, на курганах с богатыми погребениями кочевников нет каменных статуй. Места расположения статуй служили, очевидно, для жертвоприношений, связанных
с господствовавшей у половцев шаманистской религией.

С шаманистскими культами связаны и бронзовые статуэтки, изображающие уродливых людей: одноруких, одноногих, с несколькими лицами, с неестественно заостренными головами, с головой животного и пр. Статуэтки этого типа неоднократно находили в бассейне Донца там, где в древности обитали различные средневековые кочевники: у р. Торца близ г. Славянска, в насыпи кургана у села Круглого в бывш. Ста-робельском уезде, на поле у дер. Веровки бывш. Бахмутского уезда, мел-еду речками Нагольной и Мечетной в низовьях Донца. Наконец, очень характерная статуэтка этого типа (рис. 132,19) была обнаружена в 1922 г. на берегу р. Оскола у пос. Красный Оскол, в урочище Гуськово. При обследовании пункта находки краснооскольской статуэтки А. С. Федоровскому удалось собрать обломки разнообразной средневековой керамики, но не совсем ясно, было ли здесь поселение или культовое место.

Как письменные источники, так и археологические находки указывают на то, что в половецком обществе уже существовала ярко выраженная социальная и имущественная дифференциация. В курганах встречаются очень богатые и очень бедные погребения. Например, в кургане № 17 у хут. Пески был похоронен богатый половецкий воин и вместе с ним в могилу положили самые разнообразные и подчас очень ценные вещи. В изголовье найдены остатки заупокойной пищи в виде костей овцы, два железных стремени и удила. Здесь же лежали остатки кожаного шлема с железным коническим шишаком. К нижнему краю шлема ремешками были прикреплены медные пластинки и железная бляха. В правом ухе покойный носил серебряную кольцевидную серьгу. Пояс был украшен рядом железных блях. На ногах сохранились остатки кожаных сапог. На откинутой в сторону левой руке лежал берестяной колчан с костяной пластинкой и железным крючком для подвешивания колчана к поясу. Внутри колчана сохранились остатки больших стрел (длина древка — 85 см) с железными наконечниками разных форм. Кроме того, в погребении найдены остатки лука, железный нож, точильный камень и несколько других мелких предметов. В то же время в целом ряде половецких погребений можно найти лишь один нож, глиняный сосуд или какое-либо простое украшение. По подсчетам С. А. Плетневой, в 10% могил вещей совершенно нет. 

Основная масса половцев занималась скотоводством и вела кочевой образ жизни. Жилищем им служили кибитки, лёгкий деревянный каркас которых покрывался войлоком. 

Существовали различные типы кибиток. Плано Карпини, лично наблюдавшии жизнь кочевников в 1245—1246 гг., сообщает, что некоторые кибитки «быстро разбираются и чинятся и переносятся на вьючных животных, другие не могут разбираться, но перевозятся на повозках». Подвижные кибитки (вежи) перевозились на двух или четырехколесных повозках. Остатки такой повозки найдены в одном из погребений у дер. Афанасьевки в Днепропетровской области. Питались кочевники главным образом бараньим, лошадиным и коровьим мясом, а также молоком и различными молочными продуктами. Из кобыльего молока делали кумыс. В молоке варили рис и просо.

Часть половцев постепенно переходила к оседлому образу жизни и занималась земледелием, ремеслом и торговлей. На местах постоянных зимовищ и захваченных более древних поселений возникли половецкие города и небольшие посёлки сельского типа. Земледельцы выращивали просо, пшеницу, ячмень, лук, чеснок, дыни и арбузы. Современное украинское слово «кавун» происходит, от половецкого наименования арбуза — «коун» (coun).

Из летописных упоминаний известно, что где-то в степной части бассейна Донца в XII веке находились половецкие города Шарукань (Торукань), Сугров и Балин, в которых наряду с половцами было и славянское население. Возможно, как полагает Б. А. Рыбаков, эти города соответствуют крепостям Тахркумука (Астаркуза), Ловсара (Бусара) и Яровна (Баруна) на р. Русии, о которых сообщает арабский географ XII века Идриси. Точное расположение этих городов пока не установлено. Искать их, по-видимому, следует где-то на территории между такими притоками Донца как Оскол и Айдар; где наиболее ярко выражена тюркская топонимика и встречается много курганов с погребениями поздних кочевников.

На карте, приложенной к книге А. И. Мусина-Пушкина «Историческое исследование о местоположении древнего Российского Тмутараканского княжения» (1794 г.), половецкие города Шарукань, и Сугров показаны именно на этой территории: Сугров в устье р. Айдара, Шарукань у устья р. Красной. Эти указания следует принимать во внимание, учитывая, что А. И. Мусин-Пушкин был обладателем, прекрасного собрания старинных рукописей и мог пользоваться источниками, которые не сохранились до наших дней.

Н. В. Сибилев предпринял попытку отождествить некоторые половецкие города с определенными археологическими памятниками. Так, он считал, что остатки Шарукани — это Теплинское городище, расположенное на правом берегу Донца у с. Богородичного, Донецкой области; Сугров — это Сидоровское городище, расположенное в 10 км по прямой от предыдущего у с. Сидорово; Балин—это городище, которое находится в 4 км к югу у с. Маяки, в урочище Царино (Плоское) (Не смешивать с известным Маяцким городищем салтовской культуры, которое находится п Воронежской области,). К. В. Кудряшов в своих историко-географиче-ских изысканиях присоединяется к мнению Н. В. Сибилева и также считает возможным отождествлять Шарукань с Теплинским, а Сугров с Сидоровским городищем.

Однако этот вопрос еще нельзя считать окончательно решенным. В 1957 г. нами было тщательно осмотрено Теплинское городище и снят его план. Все городище покрыто лесом и задерновано, но во время осмотра его территория была во многих местах изрезана окопами и ямами от землянок военного времени. Осмотр обнажений показал, что культурный слой городища насыщен очень слабо и вовсе не свидетельствует о том, что здесь был хорошо известный летописцу город. Кроме кремневых отщепов, здесь удалось найти лишь несколько фрагментов керамики салтовской культуры. По данным И. И. Ляпушкина Сидоровское городище и Городище у с. Маяки также относятся к памятникам салтовской культуры. Во время наших разведок в I960 г. здесь также был найден только салтовский материал VIII—X вв. Салтовский материал из раскопок на Маяцком городище имеется также в областном музее г. Донецка. Никаких находок XII в., которые можно было бы связывать с половцами или с каким либо другим населением, здесь нет. Таким образом, задача о местонахождении половецких городов пока остается нерешенной.

Для половецкой торговли большое значение имел приморский город Судак (Сугдейя) в Крыму, привлекавший много иноземных купцов. Здесь можно было купить самые разнообразные товары—от одежды и меха до рабов. Торговлю половцы поощряли и даже во время военных действий свободно пропускали через свою территорию купцов. Ипатьевская летопись сообщает под 1184 г., что русское войско встретило купцов, которые шли от половцев: «Едущим же им и устретоста гости, идущь противу себе ис Половець, и поведоша им, яко Половци стоять на Хороле».

Постепенно у половцев развивалось и ремесло. В половецко-латинском словаре XIII века перечислены некоторые специальности (кузнец, каменщик, токарь, живописец и др.) и разнообразные инструменты, употреблявшиеся ремесленниками (наковальня, меха, токарный станок). Изготовление керамики еще не выделилось в самостоятельное ремесло и термина «гончар» в словаре нет.

Развитие производства и обмена, резкая имущественная дифференциация вели к тому, что патриархально-родовой строй у половцев быстро разрушался и складывалось классовое феодальное общество. Эксплуатация бедных сородичей и грабительские войны обогащали родоплеменную знать и усиливали ее власть. Богатые семьи имели не только слуг, но и рабов. Во главе половецких объединений стояли ханы, власть которых постепенно из выборной становится наследственной. Одним из таких ханов, обладавших большой властью, был в конце XII века Кончак. Однако процесс образования самостоятельного феодального государства у половцев был прерван татаро-монгольским завоеванием.

< предыдущая страница | содержание | следующая страница >



|На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz