ОБРАЗОВАНИЕ СЛОБОДСКО-УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ,
ЕЕ ИЕРАРХИЯ,
НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ ЕПАРХИИ

 

Там, где с 17 столетия является Слободская христианская Украйна, до 13 столетия жили и славили Бога истинного христиане княжеств Переяславльского и Черниговского. Это показывают и городищ Украйны. Огонь и меч татар в половине 13 столетия опустошили эту страну; жители, какие только уцелели, бежали за Днепр, под защиту сильных Владимиро-Галицких князей, а потом подпали под власть Литвы и Польши. Нынешняя Слободская Украйна стала степью, где татары по временам кочевали с своими стадами, и оттуда, по временам, устремлялись на грабеж границ русских. Так было до исхода 16 столетия.
С появлением иезуитов в Польско-Литовском королевстве притеснения православным, подданным Польши, усилились; уния — дело тех же иезуитов, ввела за собою кровавые страдания для православия Польско-Литовского. За несогласие на измену св. прародительской вере русских лишили прав и преимуществ гражданских, мучили в судах, предавали огню жилища их, отдавали храмы их на откуп жидам. Невинно гонимые, спасая жизнь и веру, начали переходить под власть православного московского царя, сперва поодиночке или семьями, потом целыми массами — сотнями семей. Так зверство дикарей-татар опустошило Украйну, а насилия иезуитов и магнатов польских мало-помалу населило Украйну христианами. Православный московский царь охотно принимал к себе страдальцев православия и по состраданию к невинным, и по выгодам для своего царства.

Вот что писал царь 14 мая 1641 г. в грамоте о гетмане Острянице: «Они (гетман и его товарищи) из Литовския стороны в наше Московское государство пришли для того, что Польские и Литовские люди их крестьянскую веру нарушили и церкви Божий разоряют и их побивают, и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строенье разорили и пограбили... И мы Великий Государь, жалея, что они, Черкасы, православныя крестьянския веры греческаго закона, и видя их от Поляков во изгнании и в смертном посечении, велели их принять под свою царскую высокую руку и велели устроить их на Чугуеве».

В защиту от крымских татар московский царь поставил стражу сперва вблизи Москвы, потом отодвигал ее глубже и глубже к степям крымским; линии городков поставлены были наконец вблизи украинских степей. Смелые наездники, привычные бойцы с хищными татарами, совершенно необходимы были для поселения в степях Украйны. Таковы и были малороссийские козаки, или днепровские черкасы. Как же царю русскому было не радоваться таким новым подданным? В 1589 г. видим нововыезжих черкасов в Путивльском уезде, как ближайшем к Малой России и защищенном сторожевою линиею московскою.

Отписка Путивльского воеводы Григория Борисова 1589 г. к царю: «Да его, Василья Ондреева, посылали мы, холопи твои, из Путивля на твою государеву службу с Путивльскими нововыезжими Черкасы за воры и за Черкасы... посылали на поле, на Псел, и к устью Айдара — Атамана Агея Мартынова с товарищи с Путивльскими Черкасы... И бил челом тебе Государю тот Черкашенник Василий Ондреев о твоем государевом жалованье и о верстанье».

Первые военные горожане Воронежа, основанного в 1586 г., были также черкасы. По введении унии немедленно последовали переселения черкасов сперва семьями, потом целыми массами семей.
Перечислим главные из них:

а) В 1617 г. до 10 000 козаков оставили Польскую Украйну и отошли к Донцу, но иные из них потом опять возвратились на луга днепровские;
б) В 1638 г. явился к московскому царю Яков Остряница в сопровождении своей дружины;
страдальцы унии построили Чугуев, и хотя значительная часть их удалилась опять на прежние свои места, но вскоре явились иные массы, одна за другою.
в)  В начале царствования царя Алексея Михайловича, около 1645-1647 гг., до 1247 семей,
оставив Поднепровье, поселились по берегам р. Ахтырки, Харькова и Донца. В этом числе были
дворянские фамилии Захаржевских, Кондратьевых, Лесевицких. Переселение продолжалось
до 1648 г.
г)  В 1650-1651 гг. было второе переселение козаков при царе Алексее. В нем насчитывали больше 500 одних бессемейных козаков. И в 1654 г. в Слободской Украйне уже считали более 80 000
жителей мужского пола.
д) В 1659 г. прибрежные жители Днепра, Случи и Припети, предвидя кровавую войну Польши
с Россиею, испросили и получили дозволение у гетмана Юрия Хмельницкого перейти в образовавшиеся слободские полки.
е)  В 1675 г. жившие около Паволоча, раздраженные неистовствами Дорошенки и татар, перешли на левый берег Днепра, а потом заняли берега Коломака, а лет за 5 прежде того, жившие
в Варшавском повете удалились от преследований поляков на р. Крыгу.
ж)  Наконец, самое последнее переселение черкас было при Петре I во время уступки Заднепровья Польше. Решаясь на сие последнее, Петр объявил универсал от 11 сентября 1711 г., данный на имя белоцерковского и других заднепровских полковников, что те, которые оставят недвижимые имения за Днепром, не потеряют от того ничего, а получат в Малороссии или Украйне достойное вознаграждение. Тогда почти все заднепровское дворянство, чиновники и знатнейшие из козаков потянулись на левый берег Днепра и рассеялись частью в Малороссии, а более в слободских полках. Переселение их продолжалось еще в 1715 г.
Мы сказали о переселениях черкас массами в Украйну и не говорим здесь о переселениях лиц и семей: сказанного довольно для того, чтобы видеть образование церкви в Слободской Украйне. Обращаемся к иерархии Слободской Украйны.
До 1799 г. церкви Слободской Украйны находились под ведением Белогородского архипастыря, как и в гражданском отношении Слободская Украйна находилась под ведением Белогородских воевод и Белогородской губернской канцелярии. Точнее же, почти одни церкви Слободской Украйны и составляли епархию Белогородского архипастыря; за исключением их, оставались у него церкви только 4 уездов нынешней Курской епархии — Белогородского, Обоянского, Корочанского и Оскольского. Потому иерархи, заведывавшие до 1799 г. церквами Слободской Украйны, если судить по области управления их, должны скорее называться иерархами Слободско-Украинскими, чем Белогородскими, хотя имя Слободско-Украинского архипастыря введено было в официальное употребление только с 1799 г.
Надобно, однако, заметить, что до открытия в 1667 г. Белогородской кафедры, переселенцы из-за Днепра, с нуждами о храмах и священниках, иные относились прямо в Москву, другие же в Киев. Некоторые же церкви, и именно те, которые основались в Белопольском округе, и по открытии кафедры в Белгороде остались в ведении Московского патриарха. После патриаршества перешли они в ведение Московской Синодальной конторы и потом к Севскому епископу, пока наконец отданы Слободско-Украинскому архипастырю. Точно так же церкви Котельвы, с некоторыми окрестными, только в 1782 г. переданы Киевским митрополитом архипастырю Слободской Украйны. Некоторые же церкви Изюмского, Купянского и Старобельского уездов не на долгое время переходили от Белогородского архипастыря к Воронежскому и Екатеринославскому, так как и по гражданским делам эти уезды переходили от одного управления к другому.
Сделаем затем краткий обзор нынешнего состояния епархии.
Харьковская епархия, занимая ныне пространство между 51° 55' и 56° 5' долготы и между широты длинную, но не широкую полосу земли в 8701/2 миль, или 4 835 339 дес., в соседстве с епархиями Воронежскою, Курскою, Полтавскою, Екатеринославскою и Новочеркасскою, заключает в себе, кроме консистории с 3 духовными правлениями, и семинарии с 7 училищами, 4 монастыря мужских, 2 женских, 1 кафедральный собор, 13 городских, 13 монастырских церквей, 606 приходских, 14 при казенных заведениях, 4 домовых, 16 кладбищных, 9 приписных церквей, 8 молитвенных домов, 1 единоверческую церковь, а всего — 685 церквей и домов.

В мужеских монастырях: 78 монахов и 114 послушников; в женских — 28 монахинь и 115 послушниц.

 

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz