БОРОВЕНЬКА

Из поселений нижнего Старобельского военного округа особенно замечательна Боровенька, или, как называлась она прежде, Ново-Боровской юрт, на реке Боровой.
О начальном заселении сей местности находим сведение в указе Воронежской губернской канцелярии 1731 года марта 29 Бахмутскому воеводе Карину. Выписываем указ частию по содержанию.
«В прошлом 730 году ноября 26 в прошении в Воронежскую канцелярию Донецкого Предтечева, что был в Азове, монастыря архимандрита Иосифа с братгею написано: в прошлом 709 году, по имянному блаженныя памяти Его Величества указу, велено приписать в Азов в Предтечев монастырь Успенский Святогорский монастырь, что на Северском Донце, и тот монастырь в приписи не состоялся; а велено вместо того определить в Предтечев монастырь землю со всякими угодьями на Северском Донце из козачьих пустых юртов Ново-Боровской юрт на реке Боровой со всеми угодьями в урочищах с устья Ерика, которой впал в реку Боровую, и чрез речку на Беляевы лески и на Мечетный и на Валуйскую дорогу, которая лежит на реку Красную, чрез дорогу Валуйскую в гору по Боровой реке на Курилов боерак до верховья той же речки Боровой с упалыми (впадающими в неё) колодязями и боераками, с верховья той же Боровой на Белянскую Плотву до верховья того ж Ерика, который впал в Боровую. И в прошлом 710 году июня 5, по указу Его Императорского Величества и по приговору Адмирала, Генерал-Губернатора Азовского, Тайного Советника и Президента адмиралтейств Графа Апраксина, да Губернатора Азовского Толстого, с товарищами, велено против их челобитья для поселения крестьян и для пашни земли, вместо Трехизбянского юрта, отдать Ново-Боровский юрт. И об отдаче того юрта к войсковому атаману и к козакам, чтоб они о том ведали, указ послан». Далее архимандрит пишет, что для отмежевания земли по указам послан был из Таганрога дворянин Спесивцев, но он не успел исполнить поручения по случаю возвращения Таганрога туркам и следовавшей затем смерти его. По прошению архимандрита, в 726 году послан был из Бахмутской канцелярии Староборовской управитель Поликарп Сыромятников для осмотра и отвода земли, тот обмежевал землю и объявил «обывателям, которые в том Ново-Боровском юрту поселились и всякими угодьями владели», чтобы в том юрту не жили и угодьями его не владели; «только им, архимандриту с братиею, о владении юрта со всеми угодьями указу и выписи не дано». По справке в губернской канцелярии оказалось, что действительно июня 5, 1710 года, послан был указ на Дон с объявлением об отводе земли монастырю; июня 11, 725 года, Филимон, старец Донецкого монастыря, приносил словесную жалобу Бахмутскому коменданту Львову на то, что «Боровские жители на их Новоборовской земле за межевыми гранями построили хутора и распашными их землями и сенными покосами владеют». Вследствие того послан был Сыромятин, который и доставил в канцелярию донесение об освидетельствовании и измерении монастырской земли. «По мере того в тех урочищах пашни и перелогу дикого поля доброй земли 2000 четвертей в поле, а в двух по тому ж; да сенных покосов на 6000 копен, да негодной пашни и пашенной земли 23050 четвертей в поле, а в двух потому ж; лес селидбяной и дровяной, дубовый и березники в тех же урочищах. У описи и меры земли были сторонние люди старожилы, бывшего Староборовского юрта жители: Алексей Михайлов Топилин, Афанасий Михайлов Гончаров, да Краснянского юрта прежний житель Архип Иванов Башмаков, да Новоборовского юрта прежний житель Артём Прокофьев Нечитаев». Воронежская губернская канцелярия предписывает Бахмутскому воеводе послать чиновника в Ново-боровский юрт, с тем, чтобы он измерил все земли юрта мерою десятин, поставил межевые столбы, снял чертежи, а о последствиях донесено бы было в губернскую канцелярию.
Дальнейшая переписка не известна. Из указа же видно, что прежде 1710 года жили здесь казаки Донского войска, которые впоследствии поступили в ведение Бахмутского воеводы. Последнее, как известно по другим источникам, произошло в 1712 году, жителям Боровской, Краснянска и Сухаревой предписано было тогда оберегать Бахмутские и Славянские соляные заводы. Житель Боровеньки, старец 73 лет, Нестор Прокопенко, исправлявший разные должности по сельскому управлению, говорит, что по указу царя Петра отведено было земли по реке Боровой, всего 37 тысяч десятин. Жившие на этих землях монастырские подданные владели землями и платили за то монастырю не тяжёлый оброк. Для наблюдения же за хозяйством жил здесь постоянно один из монахов монастыря. Гильденштедт, бывший в здешних местах в 1774 году, пишет: «глинистою, возвышенною, по покрытою чернозёмом, степью прибыли мы (из Спеваковки) в Боровеньку… В 40 верстах выше Боровеньки, на той же реке (Боровеньке, или Боровой) лежит слобода Мостки; в обеих живут Малороссы, которые прежде принадлежали монастырю, а теперь – короне» (следовательно, отобраны были по указу 1764 года, как не состоявшие на Малороссийском положении) «и состоят в уезде Бахмутском… В нижних частях реки Ерика есть дубовые рощи по реке Боровеньке; ниже слободы Боровеньки только на 10 вёрст идёт лес, но далее уже вовсе нет, так что в мостках топят соломою и навозом». Таким образом первый храм в Боровеньке построен был, по всей вероятности, в то же время, как юрт поступил в ведение монастыря, если только не существовал прежде того. На то же указывают и местные сведения. По ним нынешнему храму Святителя Николая предшествовали два храма: памятник одного из них поныне цел; место же другого, говорят старожилы затоплено рекою Боровою. Нынешний храм построен в 1772 году по благословению блаженного Тихона, святителя Воронежского.

Прихожане Боровенского храма, надобно отдать им должное, резко отличаются от жителей других мест патриархальною простотою, чистотою нравственности и набожностью.
Из числа почивших, сохраняются в памяти штабс-капитан Иван Фёдорович Маяцкий и обыватели – Григорий Ерёменко и Фёдор Резников. Иван Фёдорович известен и по усердию к храму: около 1818 года, он сделал разные приношения храму, всего на 330 рублей серебром.
Из числа священников Исакий Мухин и Онисим Григорович памятны прихожанам по доброте своей к ним и по ревности о спасении души. Напротив, священник Иван Давидович – грозный пример суда Божия, урок разительный для всех. Он был святокупец. Получив богатое наследство после отца, бывшего при сей церкви Священником, он отважился купить деньгами сан священства, на который не имел никакого права по образованию; это и удалось ему: но не удалось избегнуть суда Божия, так как, сделав страшный грех, не каялся. В сане священника он жил рассеянно, предался нетрезвости и, наконец, до того простер пренебрежение к сану и к своей участи, что совершал литургию в нетрезвом виде. Начальство предало его суду; долго содержался он в Старобельском духовном правлении под стражею, наконец скрылся из города, дорогою зашёл к дяде своему, поселянину, в хутор Чебановку и тут умер смертью Иуды предателя – удавился.
Дела Божии недавнего времени открывались здесь в следующем виде: от холеры было умерших в 1831 году 5 человек; в 1848 году 16 человек; от цинги 1849 года умерло 6 человек.
Число прихожан: в 1790 году 1110 мужчин, 1107 женщин; в 1800 году 996 мужчин, 1026 женщин; в 1810 году 1153 мужчины, 1148 женщин; в 1830 году 1515 мужчин, 1549 женщин; в 1850 году 956 мужчин, 924 женщины.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz