НОВО-ОЛЬШАНАЯ

Ново-Ольшаная –на левой стороне Оскола, в 30 верстах от Купянска.

В 1822 году хутор Кутьковка, удаленный, по местности, от приходской своей церкви, находившейся в Двуречной, на правой стороне реки Оскола, потеряв много людей при переправе к церкви, во время полного разлития вод, решился с некоторыми другими отделиться от слободы Двуречной и образовать особый приход с своим храмом.
Неграмотный казенный крестьянин, преклонных уже лет но бодрый духом, бездетный Михаил Стефанов Мишак (он же и Кутько), вызвался быть представителем желаний и намерений своего общества у начальства. Пригласив себе в товарищи грамотного Авраама Ефимова Чебанова, ревностный Мишак отправился в 1822 году в город Харьков и вместе с Чебаном подал прошение о дозволении построить в Кутьковке каменный храм с имением Ново-Ольшанного храма Вознесения Господня, а до построения храма устроить молитвенный дом во имя Вознесения Господня. Просьба о храме подана в январе 1822 года.
Пока дело о том производилось по присутственным местам, а Мишак с Чебаном проживал в Харькове, другие два ревнителя, казенные крестьяне – Михаил Кириллов Кутько и Максим Евстафиев Колесник занялись приготовлением материалов и выстроили деревянный молитвенный дом. Благочинный Стефан Писаревский, бывший тогда приходским священником в слободе Двуречной при Успенской церкви, неравнодушно смотрел на отчисление от его церкви значительной части прихода. Он, желая вначале пресечь святую мысль простодушных поселян, поспешил донесть преосвященному Павлу, что кутьковцы осмелились устроить себе часовню, без разрешения архипастырского. Следствие, по сему случаю возникшее, изрекало тяжкую подсудность главным виновникам святого дела, устами земского исправника Авксентия Мерескулова.
Несмотря на эти препятствия и на последующие недоразумения, возникавшие в сердцах простодушных крестьян, Кутьковцы, верные своему искреннему сердечному желанию устроить Святой храм, при помощи Божьей, успели исходатайствовать себе дозволение отчислиться от слободы Двуречной. В конце 1822 года, назначен в Ново-Ольшаны к Вознесенской церкви священник Стефан Оранский. Затем разрешено не только строить не только каменный храм, но и до устроения его иметь молитвенный дом, с правом совершать в нем полное богослужение, для отдельного прихода, отчисленного от Двуречанского.
Воодушевленные благословением архипастыря, новоольшанцы приступили в 1824 году к заготовлению материалов, а в 1825 году положено основание храму. Такой всеобщей заботливости устроить храм много содействовал усердием и своими трудами первый Ново-Ольшанский священник Стефан Оранский, человек характера пылкого, но доброго. По его совету, жители слободы Ново-Ольшаной вошли с прошением к преосвященному на притеснителя своего исправника Мерескулова, который,  быв судим по сей жалобе, впоследствии отрешен от должности с лишением права вступать в оную. Та же участь вскоре потом постигла и благочинного Писаревского. Лишенный места и должности, которая перешла к Ново-Ольшанской церкви, Писаревский удален из пределов Купянского уезда. Храм освящен в 1834 году.

Церковь Ново-Ольшанская, до 1837 года, не только была бедна утварью, но еще имела на себе долгу 6400 рублей ассигнациями рядчику Дмитрию Прохорову, и притом была без ограды. Поступивший в сие время штатным священником к Вознесенской церкви, благочинный Андрей Капустин, ныне протоиререй, заботливостью своею в 1837 же году успел уплатить церковный долг на счет доброхотных пожертвований. В 1838 году окончил ограду, в 1839 году приобрел евангелие в 103 рубля серебром, в 1844 году начат новый иконостас в 1800 рублей серебром, в 1846 году совершенно окончен.
При храме 66 десятин земли.
Новоольшанцы, следуя древней патриархальной простоте жизни, сохранили доселе и чистоту нравов. Сия достохвальная черта видна во всех поступках жителей до того, что ни земская полиция, ни другие начальства никогда не обременяются ни жалобами, ни следствиями о противузаконных поступках. Сию простоту жизни и чистоту нравов без сомнения должно поставить главною причиною того, что и в страшные годы всеобщего испытания Божьего, жители сей слободы менее многих других испытали над собою тяжесть праведного гнева Божьего. Так, в 1831 году, когда грозный ангел смерти в первый раз сего столетия посетил благословенные страны Малороссии, при всем ужасе, овладевшем сердцами людей о вести страшной холеры, в Ново-Ольшаной умерло 40 лиц мужеска и 32 женска пола. В 1833 году засуха и неурожай хлеба и трав сильно потрясли благосостояние сих жителей, но тяжесть сего испытания Божьего более всего довершена была падежом рабочего скота, лишение которого на несколько последующих лет обрекло жителей терпеть скудость во всем, дотоле им неведомую. В 1847 году благость Божья пощадила весь сию, и холера не коснулась ее жителей. Последующие два года, 1848 и 1849, были годами гнева Божьего, и особенно 1848 года из всех годов можно назвать годиною слез и всеобщего лишения. От холеры умерло 62 душ муж. и 73 жен. Голод мог бы достигнуть самой крайней степени, но крайность отвращена мудрым распоряжением правительства, тем не менее болезни и недостаток корма погубили скот. Цинга, явившаяся в конце 1848 года и развившаяся в начале 1849 года, вследствие болезненного расположения в людях, произведенного холерой, а более голодом и недостатком в огородных припасах, довершила бедствие людей. Замечено, что павшие жертвами цинги большею частью были те, которые испытали на себе до того действие холеры, и особенно в жертву сей болезни доставался женский пол. Так, 50 душ муж. и 95 жен. пола пострадали от медленного яда сей болезни в сем приходе. Страдания от сей болезни продолжались от 3-х до 5-ти месяцев и оканчивались смертью, спасались только дожившие до лета.

В приходе Ново-Ольшанской церкви, причисленной новым штатом ко второму классу, значится прихожан: в 1830 году 1857 муж., 2003 жен.; в 1840 году 2025 муж., 1971 жен.; в 1850 году 2224 муж., 2271 жен. душ.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz