МЕЧЕБИЛОВА СЛОБОДА
Мечебилова – на степной речке Быке, в 70 верстах от Изюма.
Мечебилова первоначально стала населяться княгиней Мечебиловой, и от неё получила своё название. Указом Азовской губернской канцелярии в 1782 году предписано: состоящую в Торском уезде, под слободой Мечебиловой княгини генерал-майорши Мечебиловой, землю 1000 десятин, с 1783 года положить в оклад, и взыскивать в год «за десятину по пяти денег».
Прекрасный каменный храм Мечебиловой, во имя Праведного Иосифа Обручника, построен усердием помещика Федора Петровича Куколь-Яснопольского в 1817 году.
Число прихожан: в 1830 году 1020 муж., 1001 жен.; в 1850 году 1067 муж., 1050 жен.
В 3-х верстах от Мечебиловой стоит курган 30 сажень в окружности и 6 вышины, с каменной бабой, обращённой лицом к востоку. По дороге от Мечебиловой к Великой Камышевахе тянется ряд курганов; самый близкий 78 сажень в окружности, и 6 сажень вышины; в 3 верстах от Мечебиловой – два кургана; на них стояли две бабы, статуи, одна с лицом мужчины, другая с женским лицом; обе статуи ныне – в самой Мечебиловой, у ворот Г. Б – вой. Не доезжая 3 вёрст до Великой Камышевахи – курган 85 сажень в окружности и 4 вышиною; в версте от него другой такой же курган. На них стояли статуи, одна с лицом мужчины, другая с лицом женщины, - обе находятся в имении Г. Романовского. Влево от первого из этих курганов, по Береке и Донцу, идёт до Спеваковских полей ряд курганов, всего до 16. По Береке же, в 3 верстах от Дмитриевки, стоит курган с двумя статуями, которые обе с женским лицом. В 4 верстах от Даниловки, на горе, стоит курган 60 сажень в окружности. Здесь стояли две статуи, но они, при заселении местности, разбиты крестьянами, и употреблены на стояны под здания. Вообще в Харьковской губернии не скоро можно найти подобные истуканы на их собственных местах. Так, в слободе Каплуновке, Богодуховского уезда, в саду помещика стоят 5 статуй, замечательных по своему виду: но они привезены сюда из других мест. Одна из них, с треугольною коническою шапкою на голове, с перевязью на груди, изображает мужчину высокого роста, прочие 4 – женские лица, но одна с шапочкою, покрытою покрывалом, спущенным на плечи, а 2 с одною круглою шапочкою на голове. Известно, что точно такие же статуи находятся по всему югу и частью по юго-востоку России.
Общие принадлежности всех статуй южной России: лицо – чисто монгольское, одутловатое, с узкими глазами и с узким лбом; в руках, на животе – сосуд, похожий на стакан, все обращены на восток; все – из песчаника белого. На Сибирских истуканах, кроме того, что они чрезвычайно грубой отделки, тип лица совсем другой, кавказский, и положение изображаемых лиц – другое. Что означают южные статуи с курганами, и кто поставил их? Известно, что язычники делали насыпи и ставили на них истуканов в честь богов своих. Царь Езекия, за VIII столетий до Рождества Христова, рассыпал курганы и разрушил истуканов, как соблазнительные дела нечестивого языческого суеверия (4 Цар. 18, 4). По этому отзыву истории не можем сомневаться, что и курганы южной России с их истуканами имели религиозное значение. Но кем они воздвигнуты? Г. Фабр недавно доказывал, что каменные бабы южной России – нимфы кельтов. Странная мысль! Ужели кельты – монгольской породы? Рубруквис в 1253 году писал о команах – половцах: «они имели обыкновение делать из земли насыпь над могилою умершего и ставили ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую в руке под животом чашку». Не станем настаивать на то, что Рубруквис передаёт неправду о половцах, придуманную злившимися на них татарами. И однако несомненно, что в южной России стояли статуи прежде, чем известны стали половцы. Аммиан Марцеллин, в половине IV века, писал о Гуннах: «они – редкость лицом; можно принять их за двуногих зверей или за те глупо обтёсанные столбы с человеческим лицом, какие можно видеть на берегах Евксинского моря». Таким образом, надобно принять, что статуи с курганами ставили в южной России монгольские племена, каковы были гунны и половцы.
<<предыдущая||содержание||следующая>>