СЛОБОДА МАРТОВАЯ

На р. Донце, в 50 верст. от Харькова, и в 26-ти от Волчанска

Первоначально не вдалеке от слободы Мартовой, на острове, образуемом рекой Северским Донцом, неизвестно когда, поселены были черкасы – казаки для охранения границы от набегов татар. Место это и доныне носит название Польши. Там построен был казаками деревянный храм во имя Архангела Михаила. В 1668 г. Мартовецкое село черкасов, как увидим, разорено было татарами, и тогда едва ли уцелел храм его. В 1712 г. при Мартовском храме Архангела Михаила было уже два священника. Когда, по умножении жителей, на небольшом островке оказалось теснота для жилья, да и по удалении татар на юг не было причин укрываться на острове, то казаки переселились на левый берег Донца, на то место, которое занимает ныне слобода Мартовая. Туда перенесен и храм, освященный попрежнему во имя Архангела Михаила. Это было, по словам старожилов, около 1754 года. В 1796 году этот храм сгорел от неосторожности причетника, заронившего огонь между книгами. Последний деревянный храм построен был в 1798 году. В память храмового праздника упраздненной Аркадьевской пустыни, на хорах Архангельской церкви устроен был придел Рождества Богородицы, освященный в 1810 году. В 1840 году сгорел и этот храм от громового удара. Старанием протоиерея Гутникова устроен тогда же временный деревянный молитвенный дом, а в 1848 году окончен новый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В числе особенных благотворителей церкви сей был казенный крестьянин Никифор Гринько, пожертвовавший на построение оной 600000 кирпича.
В сей церкви есть Владимирская икона Божией Матери, перенесенная вместе с прочей утварью из упраздненной в конце прошлого столетия Аркадьевской пустыни. Икона сия замечательна, как по древности своей, так и по тому уважению, которое имеют к ней жители сей слободы и окольных мест.
Книги храма: евангелие М. п. 1685 г.; другое, М. п. 1711 г.; третье, М. п. 1730 г., служебник К. п. 1746 г.
Церковной земли 60 десятин.
Казаки Мартового в старое время по временам бывали мучениками веры и верности долгу. Положение их было самое беспокойное. Они должны были непрестанно ожидать нападений хищных крымцев, сторожить за их разбойничьим рысканьем около христианских поселений, и вступать в бой для защиты жизни и собственности.
Вот что писал о черкасах Мартового князь Григорий Ромодановский в 1668 г. «В нынешнем 176 (1668) г. Мая 29 приходили в Салтовский уезд в село Мартовецкое неприятельские люди, Татары и изменники Черкасы, и то село Мартовецкое разорили, 7 человек Черкас убили, а иных в полон поймали с женами и детьми, конския и животинныя стада отогнали». Итак, в страшное время бунта Брюховецкого казаки Мартоваго были страдальцами верности христианской своему долгу. О верности их видим и другое свидетельство того времени. В июле 1688 г. Чугуевский воевода писал к Белгородскому: «от Мартоветцев и Двуречанцев никакой измены и мотовства никакого они (сотник и атаман Печенежские) не видали». Что касается до взятых в плен Матроветцов с женами и детьми их, то чугуевцы успели отнять их у татар, как это видим по донесению воеводы.
В делах 1732 г. видим просьбу Харьковскаго полку села Мартового черкашенина Ивана Бутова, который пишет о себе, что «тому будет больше 40 лет, как взят он был в неволю в Турки, и был в Турецкой земле лет с 30, и вышел из той земли тому лет с 12». 30 лет прожить в неволе у своенравнаго турка-мусульманина не легко. Бедняк конечно попался в плен во 2-й Азовский поход в 1689 г.
В деле о грабежах 1718–1720 г. сказано, что в 1712 году села Мартового Михаил, Алексеев сын Шевченко был взят в плен во время набега татарскаго.
В январе 1721 г. в просьбе своей писали: «в прошлом 719 г. во время мороваго поветрия в селе нашем Мартовом Архангельский поп Иоанн умре». Конечно в тоже время многие померли и из паствы священника.
Саранча 1822 года, холера 1830 г. и цинга 1849 года не касались Мартовой, но в июле 1848 года в один месяц из 4000 прихожан умерло от холеры более 200 человек.
Состав Мартовского причта не раз изменялся по переменам, бывшим в приходе. В описании слобод и хуторов 1761 г. показываются при Мартовой 22 хутора, в том числе хутор Архангельской церкви попа Василия Хляловскаго.

Он посвящен в 1743 г. на место больнаго тестя своего священника Алексея Щербины, по просьбе прихожан, к которой подписался в числе жителей с. Мартоваго «Салтовский сотник Федор Картавый». Этот ставленник пред посвящением показал о себе: «родом он Малороссиянин, родился в с. Люботине,– отец его Федор в с. Люботине при Пятницкой церкви пономарь;– Русскаго письма чтению и пению обучен он, Василий, отцом своим Федором; а иных наук и мастерства не учен; книжицу катихизис, букварь и прочия к священству правила, почему знать закон Христианский, наизусть изучит и иметь у себя долженствует».
Около этого времени открыт был в Мартовой другой причт. По причислении слободки Троицкой Аркадьева монастыря к Мартовому, открыт был в 1788 г. в Мартовом третий причт. Но в 1832, по переселении некоторых жителей слободы Мартовой в Саратовскую губернию, третий причт, вследствие просьбы прихожан закрыт.
Ныне Мартовский приход состоит во 2 классе. По переписи 1732 г. в Мартовой – 447 черкасов, 50 русских казаков; в слоб. Троицкой Аркадиевой пустыни 123 муж.; в хут. Печенежского сотника Лобширина на р. Гнилушке 61 душ муж. После того было: в 1750 г. 850 муж., 817 жен.; в 1770 г. 1145 муж., 1080 жен.; в 1790 г. 1585 муж., 1578 жен.; в 1810 г. 2079 муж., 2104 жен.; в 1830 г. 2300 муж., 2289 жен.; в 1850 г. 2084 муж., 2114 жен.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz