СКРЫПАЕВО

Скрыпаево, на речке Гнилице, стало слободлю в недавнее время; до того времени приходской храм хутора Скрыпаева и других был в городке Мохначах.
«Городище Мохнач», на берегу Донца, показано в «Книге большого чертежа», это напоминание о живших здесь руссах до монголов.  
По писцовой Чугуевской книге 1647 г., земля на Мохначанской поляне, от колодязя Мохначева, вниз по Донцу, отведена была Чугуевским пушкарям. По делам 1657 г. видим в Мохначах черкасов. По ведомости 1784 г. показывали в слободе Мохначе «не большое укрепление, на подобие четвероугольника, с бастионами; вал от горизонта в сажень; с одной стороны укрепления речка, а с трех других ров шириною в 3 сажени». Положение Мохнача самое счастливое для таких времен, каково время татар. Оно защищено Донцем и заливами его, и кроме того озером Круглым, которого ширина простирается от 20 до 45 саженей.
По ведомости 1784 г. в Мохначе видим два храма: на правой стороне Донца храм Николая Чудотворца, на левой – храм Вознесения Господня. Последним замене был в 1762 г. древний Покровский храм. По делам Изюмского правления, в 1724 г. видим архипастырское разрешение освятить построенный на место сгоревшего Покровский храм в городке Мохначе. По актам бывшего Змиевского монастыря, Мохнач называется не деревней или хутором, а селом, еще в 1673 г. Тоже видим в Чугуевской переписке 1673 и 1680 г. Потому нет сомнения, что Покровский храм в Мохначе существовал еще в 1673 году.
С 1820 г. самая большая часть жителей древнего Мохнача переведена в Скрыпаево. Сюда-же перенесен и Вознесенский храм из Мохнача, и здесь освящен в 1828 г. в честь Вознесения Господня, а Николаевский в 1830 г. поступил в Моспаново, куда также перешла часть жителей Мохнача.
В 1838 г. возобновлены были иконостас и внутренность древнего Вознесенского храма в Скрыпаеве; пожертвования, собранные на сей предмет, простирались до 1170 руб. серебром.
В храме есть Евангелие, М. п. 1697 г., с надписью: «до храму Свят. Николая». Устав, М. п. 1745 г.; триодь постная, М. п. 1754 г. Из старых событий с жителями Мохнача, в Чугуевской переписке встречается одно, именно то, что в 1673 г. татары разорили мохначанцев.
Из прихожан недавнего времени военный поселянин Филипп Касьянов (1834 г.) отличился набожностию и благотпорительностию; а Иван Подопригора, не богатый, но усердный к Господу, каждый год жертвует в пользу храма по 30 и по 60 руб. серебром.
От холеры 1847 г., с сентября по декабрь умерло 23 человека, а в 1848 г., с июня по август 22 человека муж. пола и 22 жен.
По исповедной росписи за 1737 г. в Николаевском Мохначевском приходе показано: а) духовных 8 муж. 16 жен.; б) сотник Козьмин, атаман Прощенко и подпрапорный Якимов с семьями – 26 муж., 18 жен.; рядовых казаков черкасов 229 муж., 214 жен.; г) посполитых черкасов 356 муж., 268 жен.; д) подданых черкасов 42 муж., 38 жен. душ; при храме два священика и школа. 

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz