КРАСНОКУТСК или КРАСНЫЙ КУТ

Бывший уездный город, в 80 верстах от Харькова и 45 от Богодухова.

 Название его вполне прилично местности его, самой живописной. Он расположен над р. Мерлом на равнине, при подошве довольно значительной возвышенности, осененной садами грушевыми и сливовыми. На юго-востоке его дремучий сосновый лес.
В 1651 г. выходцы из Корсуня поселились по оврагам краснокутским, под защитой лесов; в 1654 г. устроены окопы, а в 1666 г. основано укрепление на возвышенном месте, между двух глубоких дефилей, с двором для воеводы; это в 60 саженях от той крепости, которая устроена позже. Остатки древнейшей еще видны были в 1780 г. Между бумагами 1667 г. видим опись гор. Красному Куту и его черкасам. Поздняя крепость так описана в ведомости 1785 г. «иррегулярная крепость, окруженная с четырех сторон валом, вышиною от горизонта в одну, а шириною в 2 саж. ; вокруг вала сухой ров, глубиною в одну, а шириною в 3 сажени; в крепости соборный храм чудотворца Николая».
До 1765 г. Красный Кут был сотенным городом; с 1780 г. был уездным, но потом, (1796 г.) уступил это значение Богодухову. В Куте было и Духовное Правление.
Ныне в Краснокутске кроме Николаевского, три приходских храма: Успенский, Преображенский, Михайловский и четвертый кладбищный всех Святых; а в прежнее время были еще храмы Покровский и Вознесенский.
Николаевский храм, как храм соборный, основав был в одно время с крепостью Красного Кута. т. е. около 1660 г. Нынешний храм перенесен в 1793 г. из упраздненного Краснокутского монастыря, иконостас его замечателен по резьбе, а еще более по живописи икон, которая и поныне сохраняет свежесть красок и отличается необыкновенной живостью лиц святыхъ; иконы писаны в золотом поле маслянными красками.

 Краснокутская Николаевская церковь постоянно называлась соборною церковью гор. Краснкутска, например в просьбе 1751 г.» Ахтырского полка Красного Кута соборной Николаевской церкви ктиторы и прихожане просят о посвящении во священника диакона Никифора, сына протоиерея Карпа Игнатьевича. «К сей челобитной ахтырского полку судья Матвей Боярский руку приложил».

Из протоиереев собора известен протоиерей Карп Игнатьевич,* которого внук Иакинф Карпинский — был префектом коллегиума и разных семинарий, и другой внук протоиерей Андрей Васильевич Карпинский около 40 лет управлял духовными делами Краснокутского ведомства. В 1748 г. он писал в Консисторию, что под 20 ч. марта 1748 г. разбойники ночью ворвались в дом вдовы Боярской, мучили вдову за деньги и имущество, и ограбили все, что могли, но на третий день были пойманы, отправлены в Ахтырскую полковую канцелярию, где между прочим показали, что намерены были напасть и на дом его протоиерея, чтобы воспользоваться казенными деньгами, хранящимися у него; из этих воров двое убежали из под караула; потому протоиерей просил дозволить ему брать по очередно двух пречетников его ведомства, дабы те оберегали дом его в ночное время. и Консистория предписала быть причетникам по очереди у протоиерея, «как и у прочих духовных Управителей обыкновенно то водится».

Краснокутской Николаевской церкви протопоп Карп Игнатьевич известен по Ахтырским купчим 1710 г. (№ 109, 906). По ведомости генерального межевания 1785 г. за Краснокутским протоиереем Андреем Васильевичем Карпинским т.е. внуком о. Карпа, известным по делам с 1748 г. показано 182 десятин земли. В Святогорском акте 1687 г. Краснокутский протопоп о. Петр Еремеев и Спасский поп Карп Игнатъевич. Первый в 1699 г. продал полковнику Перекрестову «луку по ниже Пархомовского ставу с пахатным полем, урочище Княжой баярок с пахатным* полем и сенные покосы», — так сказано в царской грамоте 18 декабря 1699 г. Ныне церковная земля имеется только при Успенской церкви, в числе 40 десятин; при прочих же нет и десятины. После Карпа Игнатьевича был протоиерей Леонтий Ильин.

В 169З г. построен был на посаде деревянный храм Успения Богоматери по делу 1719 г. первый храм построен «в давних годах и освящен митрополитом Мисаилом». Следовательно прежде 1684 г. В 1778 г. помещики Максима Штепа и Василий Савицкий построили новыи Успенский храм. В 1838 г. построен каменный храм с такою же колокольнею, — храм весьма красивый, легкий и стройный во всех частях своих. Главными строителями его были Краснокутские жители — купец Петр Овсянников и брат его Григорий; — последним пожертвована на построение храма до 3000 руб. серебром.

Нынешний деревянный храм Преображения Господня построен в 1762 г. и возобновлен в 1830 г. Спасский Краснокутский священник известен еще по акту 1687 г. По делу 1717 г. к сему храму в 702 г. перешел священник Павел, в 1696 г. посвященный к Краснокутской Вознесенской церкви, которой давно уже не видно и следов в Краснокутске.

В 1714 г. разрешено было вместо сгоревшего Покровского храма построить новый храм Покрова Богоматери; в 1816 г. быв перенесен на кладбище, он освящен во имя всех Святых.

Храм Вознесения Господня в Красном Куте видим по бумагам 1696 г. 

Из древних событий с черкасами Красного Кута сохранилось кое что в памятнках относительно происшествий 1668 г. Волнение, поднятое Брюховецким, отозвалось тогда смятением в Краснокутске. Белгородский воевода писал в марте того года, что «краснок. черкасы В. Государю изменили». По другой Чугуевской бумаге видно, что взволнованные черкасы выдали тогда татарам бывшего в Краснокутске царского приказного Трофима Авдеева, и этот бедняга томился после того в плену по ноябрь 1681 г., когда выкуплен был сыном своим.  Житель Васищевский, бывший на царской службе в Краснокутске, был тогда же убит.  Однако Краснокутцы скоро образумились и стали действовать, как надлежало действовать верным слугам Царя русского. Это видим по следующей отписке кн. Ромодановского: «в нынешнем 176 (1668) г. по указу В. Государя посланы из обоза из под Котельвы в Запороги к запорожским казакам с милостивою В. Государя граматою и для проведывания всяких вестей, — краснокутские черкасы Ивашка Папушка с товарищи тремя человеками и из Запорожья по се число не были. И мая 25 вышел из полону пз Полтави краснокутский черкашенин Андрей Жученко и сказал, что в Запорогах учинилось на люди моровое поветрие и многие казаки померли».

По отписке Харьковского полковника в Чугуев в июне 1679 г. «Татари одни пошли Мурафским шляхом и били под Мурафу и под Красный Кут и под Колонтаев». Гетман Самойлович от 14 января 1680 г. доносил, что татары стоят обозом между р. Мерлой и Ворсклой.
В одной из Чугуевских бумаг 1688 г. читаем: «авг. 29 1688 г. пришли в Соленый (Славянск) из полону из Азова краснокутские казаки Тимофей Бутко и Семен Калачник». Когда эти казаки захвачены в плен? По всей вероятности во время первой крымской войны князя Голицына (1687 г.). Возвратившиеся из этого похода войска стояли под Краснокутском, а в начале похода в Краснокутске стоял корпус Неплюева, который во время войны имел дело преимущественно с азовцами . Вместе с тем известно, что и в июне 1688 г. Краснокутск был в опасности от татар, входивших массами в слободские поселения, так что полковник Перекрестов поспешно отправлялся в Красный Кут с полком своим.  

В шведскую войну Краснокутск был местом славной битвы русских с шведами и страдал за эту славу. Карл надеялся напасть в расплох на корпус Рена, расположенный от Краснокутска до Городеньки и раздавить его своими массами. Но калмыки, рыская по пятам Карла, дали знать Рену о движении Карла на Красный Кут. Тем не менее Карл застал несовсем готовых два полка драгунов у Краснокутска, так что те едва спаслись поспешным удалением к Городеньке. В замен того рейтары Карла неожиданно наткнулись на гренадеров и драгунов, ожидавших неприятеля «в прикрытии за стеною во рву»; давшиеся в обман шведы были разбиты и прогнаны до самого Краснокутска. Разбитый на голову под Городенькою Карл излил месть свою над Краснокутском и его окрестностями, когда шел к Опошне. В одной из краснокутских записей 1710 г. читаем: «а внуку моему Осипу Андрееву що отказовалем напред, тое все под час Шведской руини пропало».  Ригельман говорит, что Краснокутск в это время был разграблен голодными шведами. По делу 1717 г. видим, что Краснокутские храмы Преображенский, Успенский и Архангельский, с 1709 по 1717 г. оставались неположенными в оклад собственно потому, что после разорения нанесенного Краснокутску в этим храмам в 1709 г., храмы и приходы оставались «в крайней скудости»; здесь же сказано, что Краснокутск грабили тогда вместе с шведами шайки татар; последние были призваны Мазепою. По письму Меньшикова неприятели платили за свои неудачи делами разбойническими. «Неприятель, место Красный Кут, Коломак и другие попаля, пошел назад к Опошне и вышепомянутых месть жителей мужеска и женска пола в снег и в воду побросал и иныя многия злы чинил».  

 Прим. Путешественник Зуев в 1781 г. считал в Краснокутске обывательских домов больше 800 и 2406 душ жителей, наиболее войсковых обывателей. В исповедных ведомостях за 1790 г. без сомнения показаны и жители хуторов. Спустя 20 лет на иных хуторах построены храмы и от того в 1810 в Краснокутских приходах оказывается почти тоже число прихожан, что было в 1790 г. 

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz