МУРАФА

На р. Мурафа и Мерчике в 11 верстах от Краснокутска, и 70 от Харькова.

В ней была земляная крепость: вал вышиною в 2 саж., вокруг вала ров глубиною в одну саж., шириною в 1 1/2 саж. В крепости храм Чудотв. Николая; за валом 3 другие храма: Преображенский, Покровский и Михайловский. Так писали о Мурафе в 1785 г.
В 1676 г. Белгородский наместник кн. Григорий Ромодановский писал:
«В нынешнем 184 (1676) г. июня в 3 д. бил челом Вел. Госуд. Его Царскому Вел., а в курской разрядной избе нам боярину и воеводе и подал челобитную Уманский и иных Заднепровских городов черкасов полковник Никита Сененко, а в челобитной их написано: в нынешнем-де 184 (1676) г. пришли мы Вел. Госуд. Его Царского В-ва в новоопостроенный город Мурафу на слободу с женами и детьми под Его В-ва Государя руку 260 человек на вечное житье, и строиться дворами и вечно служить В. Государю хотят они; - и В. Государь Его Царское В-во пожаловал бы их, велел их своею государскою милостию обнадежить, и льготы, дать, на сколько он В. Государь укажет, чтоб у них с старыми Мураховскими жителями о льготе споров не было. И по указу В. Гос. Его Царского В-ва его полковника Никиту сына Кондратъева и которые с ним из за Днепра пришли и которые впредь учнут приходити, воеводе ведать невелено, а велено ведать и расправы чинить меж ними ему Никите по своим правам, да им же дать на дворы места и пашни земли против прежнего отводу, что было у Мурафе дано льготы до указу В. Государя. Писал в Курске в лето от созд. мира 7184 июня 3 д.».
«Царского В-ва боярин и воевода и наместник Курский й Белгородский князь Григорий Григорьевич Ромодановский Стародубский печать свою приложили».
По сему листу:
а) в 1676 г. Мурафа называлась новопостроенным городом, но в ней были уже старые жители; известна и опись гор. МураФе 1673 г.;
б) в 1676 г. население ее умножил уманский полковник Никита Кондратьевич Сененко, который привел с собою в Мурафу 260 человек и которому предоставлено теперь вызывать из-за Днепра и других черкасов.
Прекрасный каменный храм св. Николая построен в Мурафе преимущественно усердием двух лиц. Константин Христиненко, неболее как коллежский регистратор, но человек с высокими порывами души, вызвался быть попечителем о построении храма и на первый раз пожертвовал от себя 2857 руб. серебром; храм возведен был до окон, но Христиненко умер от холеры в 1831 г., и постройка остановилась. В 1842 г. новый ревнитель славы Божией, капитан Александр Моисеевич Ковальчинский принял на себя заботы о новом храме, и его попечением храм окончен в 1842—1847 гг.

Первый храм св. Николая построен был в Мурафе около 1675 г. Николаевский мураховский священник Фома Михайлов известен по купчим Хрущовой Никитовки 1677 и 1693 гг. На западной двери прежнего храма вырезаны слова: «за благословением Бога Отца, за совознесением Сына и споспешением Св. Духа создася храм сей во имя Св. Христова Николая 1733 г.» Это был уже второй деревянный храм святителя.
Храм Архистратига Михаила по ныне существующий в Мурафе, существует на нынешнем месте с 1755 г. В 1742 г. Архангельский священник Михаил Иванов умер, а отец его, священник Иоанн Васильев «за старостию и дряхлостию» не в состоянии отправлять служение, так писали прихожане, и по их прошению посвящен тогда во священшика Фома Иванов, другой сын священника Ивана. Итак более, чем вероятно, что Архангельский храм основан в Мурафе прежде 1700 г.
Книги его: евангелие Л. п., но без показания года, с надписью: «сие св. евангелие

Под одною из купчих  записей Хрущовой Никитовки 1716 г. после Николаевского мураховского священника Иоанна подписался Покровский священник так: «к сему запису и купчей я поп Максим Федоров поп Покровский Мураховский вместо Ивана Назаренка и Ивана Разуменка дядьков своих, по их велению руку приложил; также и за Назаря Слюсаря я поп руку приложил». Тот же священник известен и по Ахтырским актам 1701 и 1730 гг. Покровский храм сгорел около 1800 г., и приход его причислен к Михайловскому.

По Ахтырским актам Преображенский храм видим в Мурафе в 1708 г. Надпись на постной триоди М. п. 1682 г., хранящейся в Николаевской церкви, показывает, что Преображенский храм существовал и в 1684 г. Надпись говорит: «р. 1684 мес. февр. 3 д. сию книгу куплену до церквн Преображения Господня Мураховския дали денегь коп сем Литовских и записали до храму Преображения Господня и ктоб имел отдалить ее от церкви, буде клят и проклят. Преображенский храм давно закрыт. Церковной земли при Николаев-ской церкви 66 десятин.

Мы уже видели, что население Мурафы увеличилось в 1676 г. 260-ю человеками, перешедшими из Умани; за то не раз Мурафа терпела и разорение. В 1669 г. января 5 «приходили Татарове к Мурафе и многих людей побили и в полон поимали; а от Мурафы те Татарове пошли вверх по Мерчику к Богодуховской гати». Татары нападали на Мурафу и в 1679 г.* В 1709 г. в одно время с Городною, Рублевкою и другими слободами Мурафа, состоявшая тогда под ведением сотника Ивана Буймеренка, пострадала от шведов.

В 1712 г. указано было жить бывшему белоцерковскому полковнику Танскому и полковнику Кигичу, с офицерами Бедрягою, Жияном и несколькими из рядовых, частию казаков белоцерковских, а частию поляков. Тогда в Мурафе считалось до 350 дворов. Танскому поручено было тогда устроить в Мурафе конные заводы. Но эти новые поселенцы Мурафы, или по крайней мере некоторые из них, отличались непохвальными делами. В 1720 г. ротмистр Жиян избил мураховского Покровского священника Максима Федоровича и сына его Илариона. По жалобе священника назначено было произвесть следствие поручику Рогозину — «смотрителю государева табаку в Ахтырке». Но Жиян и полковник Танский уклонялись от ответов по сему делу. Бригадир Осипов, которому поручено было розыскать дело, писал в Киев губернатору Голицыну, что «от Волохов Жияна, Бедряги и других не токмо одному попу и тамошним (Мураховским) обывателям, но и ему бригадиру и полчанам его грабительствами чинятся великие обиды и разорения» — и что в следствие наглых обид Танского и его товарищей — «из города Мурафы разошлось обывателей дворов 70, а поп Максим Федоровичь от побоев болен и церковь Божия стоит без служения». Дело на сей раз окончилось тем, что в пользу священника взыскано с виновных 56 руб. Но в 1724 г. последовала новая жалоба на Танского и его товарищей. Ахтырский полковник Лесевицкий от имени обывателей Мурафы и других полчан доносил начальству, что полковник Танский завладел многими их землями, лесами и людьми, наносит побои и обиды ненаказанно и нагло, разорил и сжег новопостроенную слободу Шаровку. Сенат определил взыскать с Танского в казну 500 руб. В 1743 и 1749 гг. полковое начальство снова просило защитить Мураховцев и их соседей от грабежей и насилий Танского и усмирить шайку гайдамаков его, которая, превосходя числом и средствами данную от начальства команду, грозила истребить мураховскую сотню, и между прочим снова разорила Шаровку и избила краснокутского атамана Леонтия Овсянникова. Но дело кончилось почти ничем. Шайка не усмирена, пойманы только пять человек, которые показали, что полковннк Танский с своими дворовыми людьми разграбил Шаровку; но не сознавались в участии своем в его делах. Танского не отыскали, несмотря на все распоряжения следственной коммиссии и полиций Московской  и  Петербургской.  Впрочем имение Танского велено взять под казенный присмотр до окончания дела.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz