КРАСНОПОЛЬЕ

На р. Сыровытке и Закобылье, в 76 верстах от Ахтырки.

Боярские дети Краснополья, так часто упоминаемые в старинных актах, сами по себе говорят, что Краснополье первоначально было поселением московским и основалось, вероятно, в одно время с Вольным при царе Михаиле Федоровиче. Впоследствии времени основались здесь черкасы. Боярские же дети мало-помалу распродали свои участки и разошлись в разные места, так что уже в 1706 г. в Краснополье не было боярских детей, и население состояло из черкасов. Краснополье в старое время было значительным местечком Сумского полка. Это был город как по бывшей здесь крепости, так и по правлению, заведывавшему уездом; здесь было и духовное правление.
Соборным храмом Краснополья был храм Успения Богородицы. По актам Сумского Успенского монастыря еще в 1668 г. известен «пречестный господин отец Иоанн Иванович протопоп Краснопольской», бывший свидетелем при продаже участков земли и мельницы «в гор. Краснополье честному отцу Авраму Григорьевичу» сумским полковником Герасимом Кондратьевым. Краснопольский священник соборной Успенской церкви Кирилл Мартинов, сын сумского протоиерея Мартина Максимова, известен в 1726—1730 гг. как один из самых усердных благотворителей Сумского Успенского монастыря.
В нынешнем Успенском храме, который построен старанием священника Строевского, хранятся три Евангелия м. п., одно 1677 г., другое 1685 г. , третье 1748 г.; Анфологион л. п. 1693 г. Послесловие сего анфология: «Напечатана третицею уже всеконечно изследована, распространена и исправлена с еллинскими истинными изводы. Молим с умилением, аще кая не благоискусна словеса и не благопристойна, или поползновенна некая прегрешения в книзе сей обрящутся, не посуждати, ни поносити люботруждшимся»; Триодь цветная м. п. 1680 г., Триодь постная м. п. 1684 г.; Служебник к. п. 1737 г., м. п. 1744 г., ч. п. 1747 г.; Осмогласник м. п. 1746 г.; Правильник ч. п. 1747 г.; Акафист Вмч. Варваре ч. [п.] 1749 г.; Апостол м. [п.] 1748 г.
Кроме Успенского храма в Краснополье в старое время были еще храмы Михайловский, Воскресенский и Николаевский.
«Сумскаго полку гор. Краснополья церкви Архангела Ми хаила о. Павел Абрамович Строевский» в 1722 и 1727 гг. продал Сумскому монастырю за умеренную цену те самые угодья, которые отец его священник Аврам в 1668 г. купил у полковника Кондратьева.
Таким образом, несомненно, что Ми хайловский храм существовал еще в 1668 г.
Воскресенский священник Василий известен по акту 1685 г., а священник Иван Семенович Треповской в 1730 и 1744 гг. пожертвовал земли Сумскому монастырю.
Оба храма М ихайловский и Воскресенский давно упразднены.
Церковной земли при Николаевском храме 66 дес., при Успенском — 33 дес., а по ведомости 1799 г. краснопольскому Успенскому протоиерею принадлежали хутор Ступовский с 32 душами муж., 25 жен., хут. Гребенский с 15 душами муж., 10 жен., хут. Ярковский и Петровский с 16 душами муж., 16 жен.
По исповедным росписям в Краснопольских приходах значится: в 1739 г. в соборном Успенском — 262 муж., 252 жен., в Николаевском — 407 муж., 376 жен., в 1745 г. в первом — 197 муж., 195 жен., во втором — 249 муж., 228 жен., в том числе подданных черкасов — 157 муж., 140 жен. пола, в Архангельском — 215 муж., 210 жен., в том числе подданных черкасов — 69 муж., 67 жен. пола, в Воскресенском — 87 муж., 82 жен., а всего — 748 муж., 715 жен. пола.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz