КИРИКОВКА

При реке Ворскле в 16 верстах от Ахтырки.

По местному преданию Кириковка основана отважным казаком Кириком или Кириаком. Это был казачий есаул из шляхтичей Заднепровья. Так как он счастливо и с честью оберегал линию по р. Ворсклу от татар, то за ним осталось название Линилка, и потомки назывались то Линилками, то Линицкими. По актам известно, что сын его Михаил и внук Михаил Линилки были сотниками Кириковки. Первый храм в Кириковке во имя Архангела Михаила, по всей вероятности, основан был самим Кириком. По надписи на евангелии, которую увидим ниже, в 1686 г. храм сей уже существовал и не как храм недавний. В описании чудес Каплуновской иконы Божией Матери Кириковка называется селом в 1695 г., и точно так же называется она и в куп­чем акте 1705 г. По делу 1738 г. видно, что в 1725 г. при кириковском храме были уже два священника, и в 1738 г. определен вторым священником Григорий Линилк, сын кириковского сотника Михаила Линилка, внука основателя Кириковки. Деревянный ветхий храм, вместо которого строится новый, построен в 1786 г. из леса, пожертвованного набожным помещиком Боярским; еще и теперь указывают на пни деревьев, срубленных для храма Божиего.
Древние книги: а) Евангелие м. п. 1677 г. с надписью: « Ахтырскаго уезда с. Кириковки житель Хведько Ярошенко, по прозвику Великий да Демьян Левченко сведомо чиним, иж отменши мы сю книгу — у Курскаго купца, у Михаила Чугусова, дали мы готовых грошей литовской личбы 11 коп., за отпущение грехов своих, до храму Архангела Христова Михаила в с. Кириковку. А при сем подпису були люди добрие и веры годние житель с. Кириковки атаман Иван Сомошенко, да брат старший Церковный Грыцко Арандарь и много братства, притом бывших — Борыс старий, Хведко Кривий, Левко Рева, Хома Мединенко, Демян Кобзаренко и прихожане той церкви Левко Носач, Тимко Новаченко, Микита Худолеенко... Подписася сия книга в с. Кириковке року Божого 1686 , мес. июн. 20 д.». Остановимся на сей подписи. Она говорит нам о прекрасном отличии древнего кириковского храма. При нем существовало братство по тому примеру, как существовали братства за Днепром при знаме­нитых соборных и монастырских церквях. Надпись ясно отличает старшего брата церковного, рядовых членов братства и простых прихожан. Бог да помянет во царствии своем христианскую любовь рабов своих! б) Служебник м. п. 1744 г. с надписью: «С книг преосвященнаго Феодосия архиепископа с.-петербургскаго», другой рукой: «От его преосвященства благо­словлена в Александровском монастыре иеромонаху Варсонофию Скраге, ныне 1761 г. августа 15, посвященному в архимандрита Новоезер-скаго». в) Требник к. п. 1736 г., Октоих к. п. 1739 г., Акафист Вмч. Варваре к. п. 1747 г., Книга благодарного пения м. [п.] 1735 г., постная Триодь м. [п.] 1745 г.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz