ГОРОД АХТЫРКА

В 106 верстах от Харькова, на ровном и частью болотистом месте, при трех озерах и при речках Ахтырке и Гусинице.

Татарское имя Ахтырки, означающее белый яр, само указывает на то, что на месте казацкой Ахтырки был татарский юрт, иначе притон кочевья татарского со стадами.
Население Ахтырки казаками относят к 1641 г.. На этот год населения указывает записка об Ахтырском монастыре 1724 г. Сочинителю географического словаря известна была грамота царя Алексея 1669 г., в которой сказано было, что город построен в августе 1641 г. под надзором королевского урядника Кульчевского и в нем первым урядником был пан Якубовский. В акте размежевания границ 1647 г. сказано, что Ахтырский город передан Польшей московскому царю вследствие бывшего пред тем договора. По Чугуевской переписке Ахтырка является черкасским новопостроенным городом в 1654 г.
Крепость Ахтырская была с 5 башнями и 2 бастионами, с воротами на запад и север. Остатки валов ее на левой стороне р. Ахтырки и поныне еще видны. Внутри ее стояли два храма — Спасский и Николаевский. Площадь ее была необширна. Но ее окружали, как это было и в других городах черкасов, обширные предместья.
Ахтырка была полковым городом, где полковая канцелярия заведывала по военным и гражданским делам, кроме Ахтырки, местечками Красным Кутом, Богодуховом, Мурафой, Рублевкой, Колонтаевым, Коломаком, Боромлей, Хухрой, впоследствии и Котельвой. Здесь же постоянно было и духовное правление, или протопопия, двор духовный для церковных дел полка.
А ныне в Ахтырке 7 храмов: соборный Покровский, Успенский, Николаевский, Преображенский, Петропавловский, Георгиевский и Михайловский, первые три — каменные, остальные — деревянные.
1. В 40 саженях от нынешнего каменного Покровского храма остается доселе памятник бывшего деревянного Покровского храма. Время построения деревянного храма подлинно неизвестно. Но при продаже ахтырского участка земли 30 сентября 1677 г. свидетелем был «Святопокровский поп Димитрий Романов». Две другие купчие крепости 1702 г. говорят, что ахтырский Покровский священник Димитрий Тимофеевич продал пану Ивану Бо-родаю а) две нивы и клин третьей — все три в одной стороне, б) три нивы пахотного поля, одну — близ Царина, другую недалеко от первой, а третью — у Красной могилы. А по акту 12 сентября 1705 г. известен Покровский священник Андрей, сын протоиерея Назарьева. Таким образом, нет сомнения, что еще в 1677 г. существовал в Ахтырке Покровский храм.
С половины 1739 г. Покровский ахтырский храм прославился. Июля 2 сего года священнику Покровского храма суждено было быть орудием славы явленной иконы Богоматери, называющейся по месту явления Ахтырской. Обстоятельства явления сей чудотворной иконы, с которой соединены судьбы не только древнего и нового Покровского храма, но судьбы многих тысяч лиц всего края, были следующие: священник Покровского храма Василий Данилов, купив новую косу, хотел испытать доброту ее на траве, росшей около храма. Когда начал он здесь косить траву, то увидел в траве сияющую икону «стараго великороссийскаго письма». Пораженный удивлением, он благоговейно перенес сию икону в дом свой. Это было 2 июля 1739 г. Здесь последовало несколько опытов чудесной силы, исходившей от сей иконы; священник перенес икону в Покровский храм. В храме дивные исцеления разных больных текли обильным потоком от св. иконы, и слава ее распространилась в места дальние.
По донесению о сем протоиерея Симеона Садовского (от 24 июля), митрополит Антоний приказал указом из консистории от 30 июля 1743 г. произвести следствие о чудесах св. иконы ректору коллегиума и члену консистории архимандриту Афанасию Тапольскому, ахтырскому игумену Иоанну Дамаскину и протоиерею Садовскому. Следователи от 13 августа донесли консистории, что они осмотрели св. икону и что «гор. Ахтырки бригадир Лесовицкий и полковая старшина во свидетельство письменно показали, что от оной иконы ахтырским и приходящим разных мест обывателям в немощах многия исцеления преподаются». Описание чудес вытребовано было в Святейший Синод.
Императрица Елисавета именным повелением от 26 ноября 1744 г. приказала исследовать дело о явленной иконе. Ректор архимандрит Гедеон Антонский и Белогородский архимандрит Авксентий произвели более подробное следствие. Митрополит Антоний от 18 сентября 1745 г. донес Святейшему Синоду, что чудеса, описанные в книжке, присланной из Синода, оказались действительными событиями. Синод для большего удостоверения в истине поручил черниговскому архиепископу Амвросию вместе с архимандритом Киево-Печерской лавры Тимофеем Щербацким, впоследствии митрополитом, произвести на месте точное исследование. Сии следователи, прибыв в Ахтырку в 1746 г., письменными отношениями к полковым начальствам требовали к себе налицо всех тех, которые по книжке о чудесах значились испытавшими на себе чудесную помощь св. иконы. Все таковые должны были под присягою показывать и показывали о случившихся с ними событиях. Историческая верность чудесных событий оказалась несомненной как по обстоятельствам и свидетелям событий, так и по разнообразию чудесных происшествий. Святейший Синод при экстракте следствий докладывал императрице о всем деле и указом от 22 июня 1751 г. предписал: а) «святую оную икону почитать за чудотворную; б) если впредь происходить будут от сей иконы чудеса, — составлять точное и подробное описание тому, а Его Преосвященство имеет присылать каждый год донесения о том», в) священник Василий Данилов должен быть свободен от всякого надзора судебного, так как важнейшие из описанных им чудес оправдались следствиями.

Благочестивая императрица, радуясь о милости Божией, явившейся над ее империей в ее время, положила в благородной душе воздвигнуть достойный храм на самом месте явления чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери. По ее повелению от 25 апреля 1753 г. граф Растрелли сочинил план каменного Покровского храма. И храм явился такой, какой мог только предначертать Растрелли, храм чудный по величию и стройности своей. Святитель Иосаф Горленко совершил закладку храма. Императрица пожертвовала от себя для построения храма 2000 р. серебром и записала это своей рукой в сборной книге, доселе целой. Тогда же последовал высочайший указ ее:
«Уведомились Мы, что собираемые в слободских полках и в городе Ахтырке в церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, которую Мы повелели устроить каменную, доходы деньгами, привесами серебреными и всякою церковною утварью, учрежденными при той церкви от Белгородскаго архиерея монахами отбираются на Белгородскую Консисторию, не оставляя ничего на потребу оной церкви. Для того повелеваем: отныне те все доходы от подаяния в ту церковь приходящие употреблять на нынешнее каменное церкви строение — и на церковное украшение, а по совершении церковнаго строения, на починку оной, и на исправление церковных надобностей; и при той церкви построить богадельню для больных и престарелых из тех доходов; для сбору доходов определить из Ахтырских знатных граждан ктиторов церкви».

Храм окончен в 1768 г., длина его 24 сажени, ширина 14 сажень, вышина 30 саженей. Он освящен в 1768 г. Порфирием, епископом белгородским, и назван соборным вместо ахтырского Успенского. В нем три престола: главный во имя Покрова Богоматери, южный в честь Ахтырской иконы Божией Матери, северный во имя праведных Захария и Елисаветы — ангела благочестивой императрицы, которая в своем высочайшем повелении сама изволила наименовать себя храмоздательницей нового Покровского храма.
Одним из чудесных событий, усиливших благочестивое усердие императрицы к построению нового храма и способствовавших к украшению его разными благотворениями, было дивное событие с баронессой Фон-Вейдель и ее детьми. В 1748 г. вдова Елисавета Богдановна, урожденная Пассекова, искренно православная и набожная, по дороге в Петербург сильно занемогла в Ахтырке; озабоченная участью юных детей своих, она усердно молилась в храме пред чудотворной иконой об исцелении ее болезни. Во сне является ей Божия Матерь (это было
2 мая и объявляет, что через 5 дней оставит она эту жизнь, почему должна готовиться к смерти, а имение раздать нищим. Больная напомнила Божией Матери о детях (это были две малолетние дочери), которых она должна оставить в малолетстве и без пропитания; на это был следующий ответ: «О детях твоих не заботься, Я буду для них попечительницей». И повторено приказание раздать имение, дабы совершались молитвы. Больная объявила о виденном своему духовнику и другим лицам и через 5 дней действительно умерла . Вскоре после смерти матери обе малолетние ее дочери неожиданно были потребованы к высочайшему двору и там воспитанные впоследствии выданы были в замужество, одна — за графа Чернышева, а другая — за графа Панина. Эти две графини, до самой смерти своей сохраняя живое, благоговейное воспоминание о чудесном устроении судьбы их, делали важные пожертвования для Покровского храма. Графиня Анна Родионовна Чернышева а) построила вблизи Покровского каменный храм во имя Рождества Христова с жилыми по обеим сторонам комнатами, где она потом нередко проживала по месяцам и хотела провести последние дни свои. В этом храме три картины (дар храмоздательницы) принадлежат кисти знаменитого испанского живописца Мурильо  и приобретены были за весьма дорогую цену; б) в соборном Покровском храме дары графини: напрестольное Евангелие м. [п.] 1759 г., обложенное серебряными досками весом 2 пуда 22 ф., в 15 000 р. ассигнациями, и серебряный вызлащенный потир с дискосом, бриллиантовое перо, изумруд, бриллиантовые знаки ордена св. великомученицы Екатерины, высочайше пожалованные графине, орденские звезда и крест, по ее желанию возложены на ризу чудотворной иконы. Графиня Марья Родионовна Панина прислала в дар Евангелие м. [п.] 1759 г. в 5 000 р., весом в 1 пуд и 30 ф., на сем Евангелии надпись: «Сие Евангелие Христа Спасителя прислано в Ахтырскую новопостроенную церковь графинею Мариею Родионовною Паниною в 1771 году, ради ежедневнаго за упокой поминовения о душах в Бозе почивших родителей ея, барона Родиона Кондратьевича Вейделя и супруги его, баронессы Елизаветы Богдановны, урожденной Пассековой, коих тела ею же дочерью их перенесены и положены в сию св. церковь 1770 года мая 18 дня». Серебряный вызлащенный потир с дискосом и звездой пожертвован графом Паниным. На дискосе надпись: «1771 года работы сей потир со всей принадлежащею к нему, на приношение безкровной жертвы, утварью поднесен в дар вкладом в храм пресвятыя Богоматери Ахтырския от графа Панина, известнаго по покорению города Бейдер и по низложению им самозванца Пугачева, по Бозе усопшей супруги его графини Марии Родионовной, рожденной Вейделевой и погребенной в храме сем при гробах родителя и родительницы ея, принесенных попечением ея из отдаленных мест». В 1768 г. граф Сергей Борисович Шереметьев принес в дар храму: а) небольшой золотой крест с мощами 13 святых, украшенный бриллиантами в небольшом киоте, б) копию с чудотворной иконы Ахтырской Божией Матери в серебряной вызлащенной ризе с приделанными по краям оной несколькими ковчежцами, в коих под стеклом вложены частицы мощей разных святых.
Вообще Покровский собор время от времени украшался пожертвованиями боголюбивых чтителей его святыни; на эти пожертвования разновременно устроены в нем следующие достопримечательные принадлежности храма: 1) престол в главном храме обложен со всех четырех сторон и сверху бронзовыми досками и украшен серебряными посреди священными изображениями; 2) риза на чудотворной иконе из чистого золота, украшенная драгоценными камнями, дарами богомольцев; 3) в иконостасе 7 икон покрыты серебряными ризами; 4) каменная колокольня с храмом в честь входа Богоматери во храм и колокол в 250 пудов; 5) каменная ограда вокруг храмов и колокольни, а за оградою два каменных дома, в которых с 1819 г. помещается духовное уездное училище, и деревянный дом для богадельни с 10 кроватями для больных.
Обращаемся еще раз к св. чудотворной иконе. Всех чудес, записанных в ркп. Книге о чудесах св. иконы, значится 324, и последнее из них относится к 1774 г.

В 1766 г. сделано было епархиальным начальством распоряжение о праздновании св. иконе в епархии. Передаем это распоряжение в точном виде:«Указ Ея Императорскаго Величества, Святейшаго Правительствующаго Синода Члена, преосвященнаго Порфирия, епископа Белгородскаго и Обоянскаго из Консистории Изюмскаго Святогорскаго монастыря архимандриту Матфею, да Изюмскому Духовному Правлению. Сего 1766 года Мая 22 дня Его Преосвященство рассуждал о имеющихся в епархии Его Преосвященства чудотворных иконах, явившихся Каплуновской в 1689 году Сентября 11, Ахтырской в 739 году июля 2 числа, при которых многие разные чудотворения происходили и ныне притекающим с верою подаются исцеления; но токмо дабы Матери Божией надлежащее церковное празднование было в которые числа положено по ныне о том не обнародовано. А во всей России празднества, установленные в церквах благоговейно исправляются по причине разных явлений в различные времена, якото Тихвинския иконы, Казанския, Владимирския, Смоленския, Гру-зинския, Донския и прочих. Того ради в сходство того по Ея Императорскаго Величества указу Его Преосвященством определено во дни явлений обоих чудотворных икон отныне в Белгороде и во всей Белгородской епархии во всех церквах церковное празднование первое сентября 11, второе июля 2 числа по надлежащему церковному чиноположению без всякаго упущения всем градским и уездным священником объявить с подпискою, что и учинено. И о том Белгородской епархии в монастыри ко властям, а в городе в Духовныя Правления послать указы. И Изюмскаго Святогорскаго монастыря архимандриту Матфею, да Изюм-скому Духовному Правлению чинить о том по сему Ея Императорскаго Величества указу и о получении в Консисторию рапортовить. Июля 2 1766 года».

В 1844 г. с высочайшего соизволения учрежден крестный ход с чудотворной Ахтырской иконой из Покровского собора в возобновленный Ахтырский монастырь. Торжественный ход в Троицкий монастырь совершается накануне Троицына дня, а обратное шествие св. иконы из монастыря в собор бывает в неделю всех святых.
2. Вторым храмом в Ахтырке ныне считается Успенский, бывший до построения каменного Покровского соборным.

«Лета 7174 (1666) года Августа 29 дня по Государеву Цареву и вел. Князя Алексея Михайловича всея России Самодержца указу окольничий и воевода князь Юрий Никитич Борятинской с товарищами дали выпись Ахтырскаго города соборной церкви протопопу Самуилу Федоровичу с отказных книг». Содержание выписки состоит в том, что ахтырской соборной церкви по указу царя отведено пахотной земли 5 дес. и сенокос возле Гусинца. Таким образом, Успенский храм в Ахтырке существовал еще в 1666 г. и, без сомнения, был современен основанию самого города Ахтырки. Упоминаемый в грамоте протоиерей Самуил Федоров известен еще по актам 1681 и 1685 гг., в последнем упоминается «Ахтырская протопопица вдова Пелагея, Самойловская жена, и сын ее Успенский поп Иван Самойлов», по акту 1700 г. поповский староста . С 1691 г. известен «пречестный в Бозе отец Назарий Яковлевич протопоп Ахтырский». Каменный Успенский храм, которого освящение было в 1738 г., построен ахтырским полковником и бригадиром Алексеем Леонтьевичем Лесовицким. Высокие своды храма, опирающиеся на столбах, придают много величия сему храму. В нем три престола в ряд: главный — в честь Успения Богоматери, южный — в честь Воскресения Христова, северный — в честь Рождества Христова. Под нижними сводами храма есть еще престол во имя Алексея человека Божиего, ангела создателя храма. Живопись главного иконостаса — в греческом вкусе и правильная, дышит жизнью и величием, это работа украинского художника, известного в предании под именем Владимира. По бумагам консистории видно, что живописный мастер и сын живописца, урожденец харьковский, Владимир Дмитриев до 1734 г. жил в Харькове, после того до 1744 г. — в Печерской лавре и в Свенском монастыре, а в 1744 г. во время пребывания императрицы в Киеве вызван был ко двору, где оставался до 1747 г. Затем указом 8 января 1747 г., согласно с высочайшей волей, Синод предписал дать ему по его желанию причетническое место при харьковской Рождественской церкви для его покоя и пропитания, но здесь он пробыл недолго, хотя из Петербурга отпущен он был по слабости зрения, но страсть к живописи не давала ему покоя. В начале 1748 г. он по его желанию уволен был в Брянск «для живописного мастерства», где оставался два года. Ныне Успенский храм хотя и требует возобновления, но, к сожалению, недостаток средств не дозволяет исправить в нем все в надлежащем виде.
3. Ахтырский храм Свят. Николая известен еще с 1665 г. В этом году под одним актом подписался вместо ахтырских черкасов ахтырский Николаевский дьячок. Бумаги ахтырско-го Николаевского храма начинаются с 1722 г. В 1805 г. вместо деревянного построен был каменный храм Св. Николая.
Николаевский храм с первых времен своих пользовался особенным уважением. Так, «вдова панна Иванова Бородая Елена» в духовном завещании своем 1726 г. писала: «Тело мое грешное погребсти у храма Николая Чудотворца, где небожчик муж мой и я были вкладчиками». Около того же времени Стефан Негребецкий, бывший в 1710 г.наказным ахтырским полковником, завещая погребсти тело его у храма Свят. Николая, говорит, что он был здесь «укладчиком». В недавнее время коллежский ассесор Моисей Власов завещал, чтобы проценты с 1050 р. ассигнациями употреблялись на покупку просфор и вина для Николаевской церкви. Павел Иванович Хлебников в 1829 г. пожертвовал Николаевскому храму жемчуга на 1160 р. ассигнациями и перстень с алмазом в 76 р. ассигнациями.
Заметим еще одну особенность древнего Николаевского храма: при нем еще по акту 1675 г. видим школу.
4. Существовавший прежде нынешнего Преображенский ахтырский храм сгорел в 1785 г. По документу 1681 г. уже известен ахтырский «Спасский поп Корнилий Микулаев», а в деле 1683 г. подписался священник Преображения Господнего Михаил Матвеев. Существующий деревянный Преображенский храм построен в 1790 г. особенной заботливостью священника Якова Назаревского. Моисей Феодорович Валюхов (умер в 1836 г.) на возобновление иконостаса пожертвовал 280 р. серебром; он же, находясь при смерти, явил дело любви к Господу тем еще, что завещал 1000 р. ассигнациями, чтобы на проценты были покупаемы просфоры и вино для церкви.
Памятниками древнего храма остаются в нынешнем: а) рукописное Евангелие в кожаном переплете с одной верхней политуркой, на коей вытеснено 17 икон; б) «евангелие, сиречь благовестие богодохновенных Евангелистов, благословением святейших четверопрестольных патриархов тщанием и иждивением братства Ставропигиона, храма Успения Пресвятыя Богородицы, опасно вторицею издадеся, во Львове, в лето от Р. Хр. 1644 г. Мая 25 дня»; в) Октоих «сиречь Осмогласник, елински же Паракли тики, творени я преподобнаго отца Иоанна Дамаскина и прочих богодохновенных Отец, Всесильнаго в Троицы Бога благодатию, благословением четверопрестольных патриарх, тщанием братства при храме Успения Пречи-стыя Богоматери, в типографии их совершенне третицею издадеся во Львове, в лето 1644». Предисловие «с всяким опасным исправлением (издано) от среды (братьев Львова) скудоумна и трудолюбива брата».
Из священников сей церкви более других заслужил благодарную память о. Яков Назаревский. По словам признательных старожилов, ни слабое здоровье, ни довольно преклонные лета, ни стужа суровой зимы не ослабляли его рвения, с каким он ездил отыскивать лучший лес для построения храма; по освящении же церкви он целые 8 лет сряду каждый день совершал литургию, пока предал дух свой Господу. По собственной просьбе его, которой он в 1769 г. просил перевести его к Покровской соборной церкви, видно, что он по окончании полного курса учения в Харьковском коллегиуме два года был учителем пиитики, потом в 1764 г. поступил к Преображенской церкви в виде помощника отцу своему, у которого, кроме того, было два сына и две дочери. Прошение его не исполнено только потому, что ученик богословия Михаил Назаревский, просивший в то же время о том же, еще в 1760 г. лишился отца, бывшего священником при Покровском храме и, однако, продолжал учение. По ведомости 1785 г. видно, что о. Яков Аввакумович владел 48 дес. земли, а Николаевский священник Василий Назарев-ский — 30 дес.; в 1792 г. о. Яков просил Харьковское дворянское собрание признать права его на дворянство, и собрание признало его дворянином — вместе с детьми его. Справедливость требует вспомнить при этом, что потомки о. протоиерея соборного Назария Яковлевича (умер в 1723 г.) Назарьевы и Назаревские долго и с честью служили ахтырским храмам. Сыновья его Григорий Назарьев был протоиереем Никольского храма, Андрей — Покровским священником, Яков — Спасским, внук Стефан Григорьевич — Никольским, другой Василий Яковлевич — также Никольским.
5. В 1827 г. Петропавловским священником, а впоследствии протоиереем, Максимом Ливанским случайно отысканы под престолом два древних антиминса с изображением на них Христа Спасителя в цепях, в ризе и терновом венце, привязанного к колонне посреди двора. Один из них, со св. мощами, выдан в царствование польского короля Владислава 1652 г., а другой, без мощей, 1664 г., оба освящены киевским митрополитом; антиминсы сии, которые тогда же отправлены при рапорте высшему начальству, могли бы служить несомненным доказательством тому, что ахтырский Петровский храм построен не позже 1652 г., если бы на них видна была надпись о назначении их для сего храма. Но, к сожалению, сего-то и не видно; могло быть, что эти антиминсы принесены из-за Днепра первыми поселенцами Ахтырки. На одном из них совершалась литургия в первом Петропавловском храме. В 1725 г. прихожане, испрашивая архипастырского благословения на починку глав Петропавловской церкви, писали, что она построена по благословению «пре-освященнейшаго Мисаила митрополита белогородскаго», следовательно, не раньше 1672 г. По надписи на древнем евангелии, о котором скажем ниже, несомненно существование Петропавловского ахтырского храма в 1661 г. Нынешний храм построен в 1768 г. и возобновлен недавно. Новая деревянная колокольня устроена в 1834 г. старанием майора Кирилла Ротовского, который, сверх того, на приобретение утвари пожертвовал до 250 р. серебром.
6. Храм Победоносца Георгия видим в Ахтырке в XVII ст.; так, по акту 1695 г. известен «Ахтырский Юрьевский поп Иван Афанасьев». Сироты, дети Георгиевского священника, в 1756 г. писали: «В ахтырской св. вмч. Георгия церкви прадедов отец, також прадед и дед наш Иоанн Корж были священниками, и дед наш, завдовев, постригся в иеромонаха в ахтырском монастыре, а на место его произведен во священника отец наш Григорий Линицкий». Следовательно, прежде Ивана Афанасьева Коржа, известного в 1695 г. при Георгиевском храме, были еще два священника, и, следовательно, первый храм основался не позже 1660 г.
Из указа консистории от 21 феврал я 1740 г. видно, что Георгиевская церковь города Ахтырки сгорела 22 декабря 1739 г. по небрежности пономаря, оставившего свечу в храме, и что священник успел спасти из горевшего храма только евангелие, служебник и одни ризы. Нынешний Георгиевский храм построен в 1795 г.
Место, где стоит храм Архангела Михаила, поныне народ называет Гусинкой, а храм его — церковью, что на Гусинце; так называется местность по р. Гусинике. В древности здесь была особая слобода Гусинец, ныне же поселение сливается с городом и называется частью его.
По Ахтырским актам известны священники Михайловской церкви Лев Перекрест, бывший свидетелем акта 1675 г., Алексей Федоров, свидетель акта 1700 г. «Ахтырскаго полку села Гусинца Михайловский поп Стефан Алексеев», о котором говорится в акте 1734 г.
Таким образом, нет сомнения, что Михайловский храм Гусинца основался не позже 1670 г.
По местному преданию Архангельский храм Гусинца, существовавший прежде нынешнего, был небольшой и походил на простой дом. На четвертый день праздника Рождества Христова 1771 г. пожар, происшедший от огарков, истребил его до основания. Новый храм в честь Архистратига Михаила освящен в 1775 г.
Памятни ками древнего храма остаются: а) иконостас, устроенный, как говорит надпись, в 1721 г., очень замечательный по искусной резьбе; б) книги: Евангелие л. п. 1644 г., служебные Минеи в 12 кн. м. п. 1741 г., цветная Триодь м. п. 1747 г.
По ведомости 1785 г., священник Михайловской ахтырской церкви Михаил Зинковский владел 52 дес. земли, а Покровский протоиерей Иоанн Щербинский — 74 дес. земли.
Б) Обращаясь к прихожанам ахтырских храмов, при скудости памятников древности, не надеемся сказать многое о казаках ахтырских, но немногие дошедшие до нас сведения не лишены занимательности.

Колонтаевский воевода Григорий Тарбеев в отписке к Чугуевскому воеводе от 4 декабря 1660 г., между прочим, писал: « А которые ахтырские черкасы были в Голтве, и черкасы де вестят: ахтырскаго сотника со сторожею в Лубнах посажали 50 человек; а в листах де то и пишут, чтоб собирались итти войною на Государевы Украинные городы».
Он же к нему же в генваре 1661 г.: «Писал ко мне Андрей Арсеньев с Ахтырки, что окольничий однолично будет в Ахтырке вскоре с Государевыми ратными людьми».
«В нынешнем 169 (1661 г) генв. 20 писал ты ко мне: в Ахтырской из Чугуева посланы для проведывания всяких вестей. И генваря 8.9.10 и 12 числа приходили под Ахтырской изменники Полтавский полковник Феодор Жученко с черкасы и Татары. И ах-тырские черкасы с ними изменники бились... А ныне изменники и Татарове стоят под Ахтырском в 10 верстах; языки говорят, хотят де итти под Государевы Украинные городы черкасские».
В объяснение этих известий, которых не видим у историков Малороссии, заметим.
События, объясняемые Чугуевской перепиской, относятся к тому времени, когда коварный Выговский, долго обманывавший царя, возбудил против себя восстание казаков. Мартин Пушкарь, полтавский полковник, прежде всех понял, кто таков был этот полуполяк и полуказак, клявшийся в верности русскому царю за гетманскую булаву. Пушкарь восстал против Выговского, лишь тот только вступил в тайные сношения с ляхами. Выговский вызвал на помощь своим замыслам и ляхов, и татар. Пушкарь бился с врагами веры и отчизны под Голтвою, бился под Полтавой, но, наконец, пал, подавленный многолюдством врагов. Феодор Жученко стал управлять Полтавским полком. Выговский при его избрании выразил свое неудовольствие, но, как и в других случаях, чтобы обмануть других, Жученко употребил все, чтобы поддержать Выговского. Вот под Ахтыркой он вместе с татарами бьется несколько дней за Выговского.
Вместе с ними увидим его в Котельве и под Колонтаевым. Ахтырка так близка была к Полтаве. Жученко и лестью, и силой домогался склонить ахтырских казаков на сторону Выговского, но все было напрасно. Не только кн. Ромодановскому, но и Севскому воеводе кн. Куракину еще от 27 октября 1658 г. предписано было явиться с войсками русскими в Ахтырку и ее окрестности, но они удержаны были на других пунктах. Ахтырке оставалось защищаться своими средствами. Со слободскими казаками действует против Жученка и татар полковник Иван Донец. Брат ли это харьковского полковника Григория Ерофеевича Донца? Не известно. Но едва ли он не первый полковник Ахтырского полка.
О страдании и отважных подвигах ахтырских казаков во время бунта Брюховецкого говорит нам царская жалованная грамота, которою царь почтил верных казаков. Царь писал:

«Божиею милостию Мы В еликий Государь Цесаревич и Великий Князь Алексей Михайлович, всея вел. и м. и б. России Самодержец. пожаловали есмя белогородска-го полку ахтырскаго полковника Демьяна Зиновьева и его полку старшину и все посольство за их к нам Вел. Государю, к нашему Царскому Величеству, прежния и нынешния службы и заразорение , что им учинилось от изменщиков   черкасов   и   от   крымских и от нагайских Татар после измены Ивашки Брюховецкаго и за осадное сиденье велели им вместо нашего Государева денежнаго годоваго жалованья отдать оброки, которые на них довелось взять с промыслов их, с котлов винных и пивных и с шинков, побелогородкому окладу 173 (1665) г. на нынешний на 177 (1669) г. 821 р. с полтиною, да издоимки на прошлые годы по нынешний 177(1669) г. 1319 р. 25 алт., а всего на нынешний 177 и на прошлые годы 2141 р. 8 алт. 2 деньги. А с иных городов того ахтырскаго полка с таких промыслов оброки и по се время были не положены и теми промышляли безоброчно и по сие время. И впредь для нашея вел. Государя полковыя службы пожаловали мы, Вел. Государь, наше Царское Величество, велели им вместо нашего Государеваго годоваго денежнаго жалованья такими промыслы в городех ахтырскаго полка промышлять безоброчно, чтоб им было с чего наши Вел. Государя полковыя службы служить и пр. Писана в Москве л.7177 (1669) мес. мая 5 дня».

После Демьяна Зиновьевича управляли Ахтырским полком Николай Матвеевич, известный по акту 1677 г., при котором наказным полковником был в 1679 г. Влас Андреевич, и полковник Феодор Сагун, известный в 1680 и 1681 гг. Во время Сагуна в 1680 г. поселения Ахтырского полка по р. Мерло — Малижино, Богодухов, Коломак претерпели опустошение от татар, «множество тысяч православных христиан впали в бусурманскую неволю».
И в последующем году полк был в сильной тревоге. Татары были в Переяславском полку, и даже доходили вести в Ахтырку, что они, ограбив Диканку и окрестности Опошни, идут под Ахтырку.
Царская грамота от 30 марта 1686 г. говорит:

«Пожаловали мы черкасскаго ахтырскаго полковника Ивана Иванова сына Перекрестова , велели ему, по выбору того полку урядникови старшины и казаков, быти у того полку полковником попрежнему. а полку своего старшине и урядником и всему посольству в судных и во всяких делах и справу чинить в правду по старым своим казацким обыкностям ».

Другая грамота полковнику Перекрестову 1686 г. замечательна как по отношению к личности сего полковника, так и потому, что из нее видно, какова была населенность земель Ахтырского полка в 1686 г. Грамота говорит:

«Бил нам челом стольник наш и полковник Иван Иванов сын Перекрестов: в прошлых годех служил он Иван отцу нашему блаж. пам. вел. Государю Ц. и В. К. Алексею Михайловичу и брату нашему блаж. пам. Ц. и В. К. Феодору Ивановичу многие годы и ныне служит нам. вел. Государям со всяким рачением; а вотчинных и поместных земель и всяких угодий пред братьею его малое число; а в Ахтырском уезде его полку порозн их земель и диких полей и никаких угодий нигде нет. И для пополнения нашей вел. Государей службы и прожитья ему Ивану к прежним его вотчинам и поместным землям прибавить вновь земли негде. А у Алешенцев и Вольновцев и Хотмыжан, детей боярских, во многих местах есть жеребьи, которые для своей скудости ему Ивану отдают в оброки на урочные годы и без нашего вел. Государей указу тех поместий и вотчинных земель они продавать, а он Иван покупать не смеют. И нам вел. Государям пожаловать бы его Ивана за многия службы, велеть в тех городах Алешне, Вольном и Хотмыжине воеводам дать наши велик. Государей грамоты, чтоб ему Ивану у тех детей боярских поместныя и вотчинныя земли и всякия угодья покупать, а им детям боярским ему Ивану продавать было повольно. И мы вел. Государи пожаловали стольника и полковника ахтырскаго Ивана Перекрестова за м ноги я его службы и для его иноземства, указали ему в тех городах у детей боярских поместныя и вотчинныя их земли и всякия угодья покупать и менять. Писано на Москве л. 7196
(1688) март. 31 д.».

В жалованной грамоте полковнику Перекрестову от 25 января 1685 г. между прочим видим, в чем состояла служба ахтырских казаков того времени. Здесь читаем.

« Пожаловали мы белогородскаго разряда черкасскаго ахтырскаго полковника Ивана Перекрестова, что он в мимошедших летех служил и ныне нам служит верно и над воинскими людьми полку своего с казаками промыслы и поиски чинит и тамошних мест от приходов воинских людей оберегает и для ведомостей о поведении Турскаго Салтана с Цесарем римским и с королем польским в заднепровския места и в польские городы посылает полку своего казаков по часту».

По сей грамоте отличием службы ахтырских казаков от службы других черкасов служило то, что они обязаны были наблюдать за сношениями Австрии и Польши с Турцией и для того имели охранные и наблюдательные посты за Днепром, тогда как вместе с тем для наблюдения за татарами имели наблюдательные посты не только у Коломака, но и на Голой Долине около Изюма.
В 1687 г. Ахтырка была квартирой главнокомандующего Василия Вас. Голицына, шедшего в первый поход свой против Крыма. Казаки Ахтырского полка делили несчастья этого похода вместе с русскими и малорусскими войсками. По возвращении из похода ахтырский полковник Перекрестов получил за поход жалованную грамоту, которой утверждены за ним купленные участки земли и мельницы.
Второй поход Голицына в Крым (1689 г.) особенно был несчастлив для Ахтырского и Сумского полков. Тогда эти слободские полки потерпели страшное истребление: в обоих полках, бывших в бою на Черной долине, едва осталось 150 человек, пушки, знамена, бубны были отняты, сам полковник Перекрестов был тяжело ранен. Вот что писали тогда Чугуевскому воеводе Степану Богдановичу Лачинову:

« Прислана ко мне з войска ведомость июня сего 7 д. от Ивана Артемьевича з Кара-парчака. На письме писано же, по указу вельможнаго его милости пана боярина В. В. Голицына с товарищи, так и Гетмана Ивана Мазепы, отосланы были з войсками полк харьковский и полк лубенский, так теж час полтавскаго полку и миргородскаго полку выборнейшии. И тии войска денно и ночно приступ чинили шанцами, за чим притяснувши Ширим Бей з многими ордами, также з Кафы 3000 Янычар, против наших войск чинили напор великий конных и пеших и бой великий чинили, на котором бою многих бусурман побили и без числа в живых побрали. Наши войска, видячи не меру свою против поганых, мусели отвернуть; они бусурмане на сошествие Св. Духа и сам Ширим Бей з многими ордами шли за ними. А тии войска, которые ходили под Го рбаток , стоят впусте у Карапарчака. А як шел его милость пан боярин Василь-Васильевич Голицын з многими силами войск Московских под Перекоп, встретил его Хан с ордами Крымскими на Черной долине и там сильный бой до килька разов чинили. Потом орда, вибачивши час, в дождевую тучу ударили назад войска, на полк Сумской и на полк Ахтырской . И с тех двоих полков заледво полтриста человек осталось в живых. И самаго полковника ахтырскаго ранено в плечи. И на том бою полковники бубни и пушки, и знамена втратили. Пан боярин з войсками от Перекопа отвернул, учинивши с Ханом Крымским примирение вечное.
Року 1689 года».

Симонич, говоря об этом несчастии Сумского и Ахтырского полков, замечает, что главным начальником этих полков был тогда «некто думный дьяк Емельнов, кой надежно лучше пером умел, нежели шпагою, работать». Он-то, конечно, разумеется в приведенной отписке под именем Ивана Артемьевича.
Нельзя не заметить, что хотя поход 1689 г. в Крым не имел тех последствий для России в отношении к Крыму, каких ожидали от него, и не имел их по неспособности главного военачальника; но мы имеем верные сведения, что он имел важные последствия в отношении к Дону. Там раскольники, соединясь с азовскими татарами, производили в это время страшное волнение, и Крым отказался помочь раскольникам в выполнении всех замыслов их только потому, что занят был войной с кн. Голицыным. Так показывают чугуевские бумаги.
По актам 1691 и 1699 гг. видим ахтырского полковника Романа Герасимовича Кондратьева, сына знаменитого сумского полковника, тогда как и Перекрестов оставался еще с званием полковника. Это, конечно, было следствием того, что Перекрестов, тяжело раненный на Черной долине, долго не мог заниматься делами. Наказными полковниками были есаул Андрей Прокопьевич Не святипасха в 1691 г.
и Александр Иванович в 1697 и 1703 гг. Первый, как видно, столько же известен был храбростью и подвигами отваги против татар, сколько был благочестив: он был с полком у Высокополья на стороже против татар, грабивших Полтавский полк,— и не дремал там. По возвращении из похода видим дело набожности его для собора.
Грамотой 28 февраля 1700 г., данной на имя полковника Перекрестова, постановлено для Ахтырского полка: «быть в конской службе указному числу 820 человек, которые выбраны и написаны» по распоряжению воеводы кн. Долгорукого, и вместе с тем подтверждены древние преимущества полка.
В том же году казаки Ахтырского полка отправлены были в Ингерманландию для дела с Карлом ХІІ. Царь Петр был очень доволен службой казаков и выразил свое удовольствие тем, что сделал сына полковника Ивана Ивановича Перекрестова Даниила Ивановича ахтырским полковником, помощником отцу. В грамоте 1702 г. царь писал: «Пожаловали мы стольника нашего и ахтырскаго полковника Ивана Ивановича Перекрестова и сына его Даниила за многия и верныя его Иванова и сына его Даниила службы и за службу их прошлаго 1701 г. Свей-скаго походу, — повелели ему Даниилу, по челобитью того ахтырскаго полку старшины и казаков, для лучшаго управления наших дел и полковых нарядов и частых по вестям походов, против иных черкасских полков у того полку быть полковником с отцем своим обще и быть отцу своему во всем послушну».
Печальна судьба последних лет Ивана Ивановича Перекрестова. Указом 4 марта 1704 г. Перекрестов неожиданно лишен был звания полковника, огромные имения его отобраны были в казну, и комиссии предоставлено продавать ненужные из имений с торга. Над ним исполнилось слово апостольское: хотящии обогатитися впадают в напасти. В 1714 г. он просил как милости, чтобы не теснили его в Жигай-ловском его хуторе и едва получил эту милость от жигайловского сотника. В 1721 г. потребовали к допросам тех, которые заведовали отобранными имениями Перекрестова, а вслед затем Перекрестова потребовали к суду в Архангельск по каким-то делам Архангельской крепости. Перекрестов, уже маститый старик, лежал на смертном одре, об этом дали знать в ответ начальству. Тем не менее прислано предписание — не взирая ни на что, выслать его в Архангельск. И старец скончался на дороге.. На место Перекрестова с марта 1704 г. ахтырским полковником был Федор Осипович Осипов, с 1711 г. бригадир слободских полков.

Это было время самое важное как для всей России, так и для Слободской Украйны. Ахтырский полковник в письме от 10 февраля 1708 г. передал кн. Меньщикову донос Кочубея и Искры на Мазепу, лично сообщенный ему священником Святайлой, а при письме от 15  февраля препроводил к царевичу АлексеюПетровичу письмо к самому царю. Последствия известны. Осипов в том же году отправлялся с отрядами полка своего на Дон против Булавина, но был столько счастлив, что возвратился даже с некоторыми добычами, тогда как Андрей Герасимович Кондратьев был убитбунтовщиками.
В делах с Карлом Ахтырка занимала довольно важное место. Ригельман пишет: «Когда неприятель расположился по квартирам в Ромнах, Рашевке и Гадяче, тогда и Царь обратился в ту же сторону. Он отправился из Глухова 16  ноября (1708 г.) на Хорунжевку и Комаровку в Лебедин, а отселе к Веприку, где московская конница и 1500 пехоты. Осмотрев все, онвозвратился в Лебедин, а отселе отправился с полками к Гадячу, чтобы атаковать неприятеля, котораго в Гадяче было до 6000. Король из Ромен поспешил на помощь. Но мороз так был лют, что остановил все покушения Карла. Шведы падали на дороге от холода». Хорунжевка — в 4 верстах от Ахтырки, а Комаровка — в 10 верстах, у Хорунжевки находился мост через Ворсклу по дороге в Лебедин. Петр из Глухова в Лебедин ехал не по прямой дороге, когда ехал через Хорунжевку. Для чего же? Конечно для того, чтобы видеть положение Ахтырки и полка Ахтырского, к которым так близок был неприятель. Итак, царь был в Ахтырке еще в ноябре 1708 г., но на короткое время. От 12 декабря 1708 г. он прислал грамоту на имя бригадира полков Ахтырского и Изюмского Федора Шидловского с увещанием действовать против неприятеля твердо и усердно и не слушать обольстительных писем изменника Мазепы. Января 27 дня царь, получив известия о намерениях Карла пробиться в Москву через Ахтырку, приказал кн. Меньщикову немедленно выступить из Сум в Ахтырку с 20 драгунскими полками. Меньщиков, оставив Сумы 28 января, прибыл в Ахтырку 30 января. Сам царь прибыл сюда же 4 февраля. Карл разбил отряд русских драгунов под Опошней и появился в Хухре, партии его являлись даже под Ахтыркой. Царь остался с прежним намерением ослаблять отважного наездника мелкими сшибками, после которых каждая убыль для него, отдаленного от Швеции, была слишком чувствительна. Февраля 7 Петр отправил из Ахтырки в Запорожье грамоту, где разуверял запорожцев в ложных слухах, распространенных Мазепой о насилиях и обидах, наносимых будто бы казакам воеводами и войсками московскими, обещал вскоре прислать кошевому и судье новые милости и приложил к своей грамоте письма Мазепы к Лещинскому и к казакам, которые говорили о намерениях Мазепы отдать казаков ляхам. Отдав приказание Меньщикову строго наблюдать за движениями Карла, царь 8 февраля выехал из Ахтырки в Белгород и оттуда отправился в Воронеж и Азов. Карл в тот же день явился в Котельве и оттуда распоряжениями и слухами давал знать, что идет на корпус Меньшикова. Поныне видны остатки сожженного места на р. Ворскле, бывшего у дер. Хорунжевки по дороге в Лебедин. Местное предание говорит, что мост сожжен был во время шведской войны. Когда же это было? Без сомнения, не в ноябре 1708 г., как видим из слов Ригельмана. Если допустить, что мост сожжен был самими русскими для пресечения пути неприятелю к Ахтырке, то это, конечно, могло быть и 27 января 1709 г., когда наездник Карл так близок был к Ахтырке. Но бригадир Шидловский в своем листе от 4 марта 1709 г. пишет: « А ту деревню Хорунжевку и мельницу в приход короля шведскаго неприятельские люди без остатку разорили и выжгли». Итак, истребление Хорунжевки и всего, что в ней было, мельницы, моста,— дело шведов. В дневнике Крекшина видим, что Карл, слухами и движениями дав знать русским, что идет он на Меньщикова в Ахтырку, на дороге к Ахтырке оставил Круза, а сам пошел на корпус Рена к Красному Куту. По другим сведениям знаем, что Круз предал опустошению Алешню, выдержав сильное сопротивление алешанцев. Без сомнения, он же со своим корпусом уничтожил Хорунжевку и сжег мост ее в предупреждение преследований Меньщикова на пути к Алешне. До какой степени простирались тревоги в Ахтырке во все это время, показывает, между прочим, донесение протоиерея Назария Яковлева от 25 февраля 1709 г. Он доносил м. Иустину, что определенный на время к гусинской Архангельской церкви священник Алексей служил до Рождества Христова, а «ныне оного священника до той церкви нет и в городе Ахтырке нема; от того часу, когда стала в нас великая тревога, оный священник з женою и детьми, неведомо куда, сбежал».
Поселения Ахтырского полка в это время сильно пострадали от раздраженного неудачами неприятеля: храмы их были ограблены, а частью сожжены, многие из жителей лишились всего.
После Федора Осиповича ахтырским полковником был сын его Максим Федорович Осипов, а наказным полковником в 1710 г. был Степан Негребецкий; в 1711 и в 1713 гг. полк отражал крымцев в нападениях их на Харьковский и Ахтырский полки. В 1724—1734 гг. Ахтырским полком заведовал Алексей Леонтьевич Лесовицкий, строитель великолепного Успенского храма и с 1735 г. по 1744 г. бывший бригадиром слободских полков. Жалованная грамота 22 ноября 1743 г. доброй императрицы Елисаветы Ахтырскому полку дана была на имя полковника Ивана Алексеевича Лесовицкого, который в 1735 г. был с полком своим в поисках за Нагайской ордой, а в 1736 и 1739 гг. был в Крымских походах.
Два других сына Алексея Леонтьевича, Константин и Юрий, также были полковниками. Последним полковником слободского ахтырско-го полка был Михаил Иванович Боярский, при реформе полков в 1762 г. поступивший в гусарский полк подполковников.
В новейшее время жители Ахтырки страдали: а) от холеры, от которой в 1831 г. умерло до 190 человек, а в 1848 г. — 299 человек; б) от пожаров, несколько раз бывших 1845—1848 гг., из которых особенно грозен был пожар 22 июня 1845 г.
В консисторском архиве сохранились метрики ахтырских церквей: Успенской, Покровской,
Преображенской, Петропавловской и Архангельской за 1726 г.
Две доли жителей Ахтырки ныне состоят из государственных крестьян, которых считается до 4880 душ муж. пола.
Торговля незначительная, ярмарок в году пять: на всеедной неделе, 17 марта, 9 мая, 8 июля, 26 октября. Оборот капиталов простирается только до 10 950 р. серебром.
Существующее здесь человеколюбивое заведение — окружная лечебница пользуется известностью, 60 больных содержится на счет общественных сборов, за прочих получается плата. Богадельня для нищих содержится городом.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz