ОДРИНКА

На востоке от Валок в 18 верстах.
По бумагам Одринка называется селом в делах 1705—1719 гг.6, а одринская сотня казаков видна в переписке 1681 г.
О древних храмах слоб. Одринки находим сведения в храмозданной грамоте м. Илариона 1715 г. сентября 15 дня. Здесь читаем: «Били челом нам харьковскаго полку села Одринки жители Федор Кролевец и Роман Логвинов всем Троицким приходом: в прошлом 711 г. в приход воинских людей Татар то село Одринка разорено, церковь Божия и их поселения сожжены и они де после того разорения сошлись на прежния свои места и поселились дворами и обещались построить церковь Божию вновь во имя Пресвят. и Живоначальныя Троицы». Вследствие просьбы митрополит благословил построить новый храм. Доселе остаются два памятника двух бывших один за другим храмов в Одрине, на местах их престолов.
Ныне существующий каменный храм Св. Троицы, однопрестольный, сооружен в 1799 г. старанием помещика Андрея Островерхова, на счет его и других благотворителей.
В настоящее время храм сей один из самых благолепных по украшению иконостаса и ризнице. И этим одолжен он попечительности доброго и умного старца протоиерея Иоанна Павлова-Сильванского, потомок знаменитого обозного Павлова, скончавшегося в плену.
В 1819 г. устроено им в алтаре горнее место на сумму 399 р. 99 к. серебром, испрошенную от доброхотных дателей.
Мы уже видели, что сделали татары с одринцами в 1711 г. Они предали огню все поселение их, и рассеявшиеся жители едва собрались на свои пепелища спустя 5 лет. По формальному делу 1719—1720 гг. (в губернском правлении) известно, что в 1717—1719 гг. шайки запорожцев несколько раз каждый год грабили одринцев, уводили лошадей, обирали дома, грабили на дороге, на поле и везде, где только могли, били людей до полусмерти. Так, в 1717 г. «набегши ночною порою пешие Харцизы до Тимка Тимченка, взяли у него «жупанов 4, пищаль з борошнем, штаны тузинковые, поясов шолковых два, чобот сафьяновых 4 пары, плахту шолковую, серебра вачею на 20 р.; цена жупанов 15 р., пищали 49 д., штанам 26 д., поясу 3 р., чоботам 2 р. 13 д., плахте 3 р. 28 д.». В то же время у ехавших из Харькова 8 одринских жителей запорожцы отняли денег 17 р. и вещей на 11 р.; в числе последних «мониста червоннаго: перенизаннаго копейками, 8 раиов на 4 р. 2 д. жупан 3 р. ярмолук гобинный 49 д. пояс шолковый 1 р. сукна белого локот 10 на 13 д.» В следующем 1718 г. авг. 1 ворвались они в дом Василия Тимченка и взяли разбоем «денег 20 руб. казан винный полон ветчины, сала, 5 кафтанов, 5 пар рубах, 20 арш. полотна, саквы юфтовые (т. е. сапоги), 2 шкуры, ведро меду, полкофи горелки, 2 сабли, 2 узды». В тот же день ограблен другой богатый дом; тогда же «стоящих на крисе полевой сторожей 6 человек изменники Запорожцы, набегши ночною порою и учиня с ними бой, ранили 3 человек мало не до смерти; коней с седлами и рушницы и прочое оружие и платье обобравши убежали».
В новейшее время бичом Божиим для прихода была холера. В 1831 г. умерло от холеры 73 чел., в 1848 г. болезнь действовала сильнее и продолжалась гораздо долее. В течение 2 месяцев июля и августа умерло 170 чел. При таковых смутах народ оставлял все житейское и, пребывая в молитве и посте, приготовлялся к вечности исповедию и приобщением св. тайн. Цинготной болезни 1849 г. в приходе не было.
Создатель одринского храма Андрей Иванович Островерхов достоин особенной памяти по его искреннему благочестию. Он любил духовенство и щедро делился с ним земными благами, кои даны были ему Промыслом. Особенно любовь к нищим развита была в душе его в высокой степени. Раз в праздник явился к нему отставной солдат в рубище. Дав ему верхнее платье, он увидел, что рубашка у него вся в дырах и лоскутах и попросил у своей старушки, чтобы та дала ему рубашку. Та не хотела дать, жалуясь на его излишнюю щедрость. Он снял с себя рубашку и облек ею гостя, и когда жена подала для него самого рубашку, он отдал ее бедняку в запас на будущее, от имени жены своей.
Число прихожан: в 1730 г. — 309 муж., 268 жен., в 1750 г. — 385 муж., 360 жен., в 1770 г. — 511 муж., 490 жен., в 1790 г. — 615 муж., 630 жен., в 1800 г. — 880 муж., 890 жен., в 1810 г. — 855 муж., 885 жен., в 1830 г. — 597 муж., 612 жен., в 1850 г. — 958 муж., 1058 жен. пола.
Метрики Одринского прихода начинаются с 1725 г.
В округе Одринского прихода состит хутор Кукулевского. Здесь находится самое замечательное городище по величине и особенному виду устройства. Оно состоит из двух плоскостей, возвышенных одна над другою и над соседнею окрестностию, так что оно заключает в себе две крепости: внутреннюю — цитадель и внешнюю — городовое укрепление. При взгляде на это укрепление изумляешься правильности устройства его и его обширности.
В протяжении от юга к северу оно идет почти на 447 саж., а от востока к западу — на 250 саж. С восточной и юго-западной сторон оно защищено тройным рядом высоких валов. С западной и северо-западной защищается широким и крутобережным руслом речки Отноги, впадающей в Мож ниже Одринки. При том сторона русла, составляющая стену крепости, обделана искусством инженера, на плоском склоне устроившего два ряда валов, а затем сделавшего стену почти отвесной. Кому принадлежало построение этого укрепления? Без сомнения, не татарам и не слободским казакам: первые не строили таких крепостей, слободские городки также не имели ничего похожего на эту крепость. И глубокая древность укрепления слишком очевидна. По валам его выросли огромные дубы, иные из них уже срублены, и на пнях свободно может лежать человек высокого роста, например 1 аршин 10 вершков, не занимая, впрочем, всей длины поперечника пня. Скольким же годам, или вернее, векам надлежало пройти, прежде чем начали расти и могли вырасти такие дубы? Медные оконечники стрел, какие находили в укреплении, также указывают на глубокую древность укрепления. Кривые сабли и ножи с четвертью луны, укрепленной под рукояткой, какие попадались здесь же, в настоящем случае показывают только то, что татары бывали в этом укреплении во время своих хищных набегов на русских. Близость этого городища к городищу Козаревскому, его древность и особенная правильность наводят на ту мысль, что построение его принадлежит козарам, которые при близких сношениях с Византией могли быть знакомы и с искусством построения крепостей. Впоследствии же это укрепление служило крепкой защитой русским против половцев, против которых ближе к востоку по Донцу были расположены еще русские городки: Каменный, Змиев, Чугуев. По летописям видим, что западные границы земли половецкой не переходили за Оскол, но для удержания их набегов на русские границы необходимы были и сторожевые городки и некоторые укрепления, как это делалось и против крымцев. Когда в 1191 г. Князь Игорь шел против половцев, то остановился у Оскола, и половцы, услышав об этом, отодвинули свое кочевье глубже в степи. А раньше того, когда тот же князь решился напасть на становища половцев во время их отсутствия из своей земли, то, перебравшись за р. Мерло, встретился здесь с отрядом половцев в числе 400 человек, которых вел на Русь Обавлыко Стукович. Итак, р. Мерло нередко видала на своих берегах половцев, и здесь нужны были против них укрепления, каковы Козаревское и Одринское.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

>

Hosted by uCoz