ГОРОД ВАЛКА

На р. Мже и Турушке, при дороге из Харькова в Полтаву, в 43 верстах от первого.
Название Валок взято с вида местности с вал­ков или волнистого расположения возвышенных мест, занятых Валками и окружающих Валки.
В экстракте о слободских полках сказано о Валках: «Сей же есть древнейший из городов Слободских, понеже все иные упредил, окроме Царских — Чугуевских, Цареборисовских и иных». По чугуевским бумагам Валки, Можевской острог, Можевской город видим еще в 1645 г. При том видим и то, что перво­начально он снован был московской военной стражей и состоял в зависимости от Чугуевского воеводы, который присылал сюда и стра­жу. В 1645 г. Белогородский воевода извещал Чугуевского: «Ноября 5-го в 5 часов писал ко мне с Валок Лев Ляпунов; Ноября 3 посылал он с Валок в станицу на Орель и к Самаре станичнаго голову Кирилу Кузмина с товарищи. И того же числа прибежал в полночь на Валки станичный голова и сказал: как де они были от Валок в 30-ти верстах у р. Берестовца, и в том де месте наехали они на татарскую сакму и пошли де Татары к Можевскому острогу в верх по речке подле леса укрываючись». В других бумагах видим в Валках станичных казаков, стрельцов, пушкарей. Итак, очевидно, что Валковская крепость в первый раз основана 1642 г. или 1643 г. Эта крепость находилась по течению Мжи на пять верст выше построенной впоследствии.
Черкасы заняли Валки около 1650 г. Царь в грамоте от 26 февраля 1649 г. писал: «По нашему указу велено чугуевских станичников и з Можескаго острогу отпустить на Чугуево, потому что чугуевские станичники живут в Можеском для нашея службы со 155 (1647) г. И мы чугуевских станичников пожаловали для их бедности, с Чугуева в Можеской Острог посылать не велели». Этой милости царь не мог бы оказать чугуевцам в то страшное время, если бы в Можеский городок не явились новые оберегатели границы — черкасы. В чугуевских бумагах 1661 г. уже прямо показываются валковские черкасы, а в 1673 г. встречаем можеского сотника.
В 1785 г. так описывали Валковскую кре­пость: «В сем городе крепость земляная иррегулярная, сделанная в давних годех, вышиной от горизонта в 3, толщиной в 5 аршин, обры­та сухим рвом, шириной в 3 сажени и глубиной в 3 аршина. Положение имеет на ровном месте по течению р. Мжи, на левой стороне». По плану того же времени видим, что крепость имела вид узкого, но длинного четырехугольника, или точнее вида параллелограмма, с башнями по углам, с двумя воротами на северо-восток и запад.
Ныне в Валках пять приходских церквей: соборная Рождества Богородицы, Благовещенская, Георгиевская, Успенская и еще кладбищная Воскресенская.
Соборный храм в Валках построен был, без сомнения, не после построения крепости. Он был посвящен Святителю Николаю; утварь и св. иконы для него ревнители православия принесли с собой из-за Днепра. Главными хра­моздателями соборного храма народная память называет осадчих Степана Бородая и Семена Тупицу. В 1733 г. выдан был антиминс, освя­щенный архиепископом Досифеем «в храм Свя­тителя Николая в город Валки». С 1770 г. нача­ли строить ныне существующий каменный храм с двумя престолами: придел во имя Св. Николая Чудотворца освящен в 1775 г., а главная цер­ковь во имя Преображения Господня освяще­на 1778 г. харьковским протоиереем Михаилом Шванским. Кирпич и известь для сего храма были доставляемы прихожанами при усердном содействии старосты капитана Иакова Бородаевского и ктиторов Григория Луценко и Гавриила Фесенко, а железо доставлено из Москвы начальником московского митрополичьего дома Стефаном Секирским, коего отец Петр Секирский священствовал при сем храме. Им же, Секирским, присланы были и каменщики, а ко времени окончания здания — и церковные утвари, как-то: одно большое весом в 1 пуд 37 1/2 фунт. евангелие с отличной чеканкой и финифтями; большой напрестольный с подножием, представляющим Голгофу, крест с финифтовым изобра­жением распятого Господа и с чеканным изображением страстей Христовых на другой стороне; два потира с приборами, из коих большой прочно вызлащенный с чернью отличной работы. В по­следующее время значительные пожертвования были деланы прихожанами: Василием Карпенком четыре большие и две меньшие серебряные лампады весом в 15 фунтов; старостой купцом Исидором Кузнецовым устроен в церкви чугунный пол; полковником Макаром и супругой его Варварой Костыревыми пожертвовано на цер­ковь до 1430 р. серебром. В 1826 г. разрешено было возобновить иконостас без всякой перемены старой живописи и устроить над престолом балдахин и тогда же разрешено было продать 24 старые ненужные для храма иконы и деньги употребить на возобновление иконостаса. Это и было исполнено. Драгоценная святыня, при­несенная первыми поселенцами Валок из-за Днепра, доселе остается в Валковском соборном храме. Это бывшие в прежнем храме местными иконами иконы Спасителя и Божией Матери и образ Св. Николая храмовый прежнего соборного храма; все они древнего письма и хорошо сохранились.
На колоколе в 30 пудов надпись: «В город Валки ко храму Свят. Христова Николая за пресвитерство честнаго отца создася звон сей Петра Федоровича, а старанием и коштом Марии Григорьевны Неминущей, за отпущение грехов своих, года 1730 Марта 1».
По переписи 1732 г. при Преображенском храме школа и шпиталь (богадельня).
Каменный храм Рождества Богородицы с приделом во имя Архангела Михаила заменил собою деревянный храм Архангела Михаила с 1777 г.. По документам не видно, с какого времени существовал Михайловский деревянный храм в Валках. Метрики его в архи­ве консистории начинаются с 1722 г. и в 1725 г. видим при сем храме уже двух священников, из которых Леонтий Васильев посвящен в 1711г. По местному преданию приход Архангельской церкви населен черкашенином Рогозой, и им же построен первый храм Архистратигу.
Построение каменного храма, украшение его резным греческого письма иконостасом и снабжение всем необходимым для богослуже­ния было делом благотворения прихожанина подпрапорного Даниила Алексеевича Сухом­линова, который, быв бездетен, на сооружение и украшение храма сего употребил большую часть достояния своего.
По преданию основание Ильинскому Валковскому приходу положили запорожские казаки, из коих главным был Корж, почему и поныне приход называется Коржевским. Первая Ильинская деревянная церковь стояла гораздо ближе к соборной церкви и находилась внутри крепости.
Архипастырской грамотой от 14 мая 1745 г. преподано было благословение прихожанам валковской Ильинской церкви вместо обветшавше­го Ильинского храма построить новый, «на ином месте поближе к людем». Для построения нового храма «парафияне» и священник Леонтий Сте­панов продали «церковную братерскую пасеку с лесом и садом». Новый храм приготовлен к освящению «за скудостью прихожан» только к 1753 г. Об освящении сего храма просили при­хожане его валковский сотник Яков Бугаевский, наказный валковский сотник Даниил Алек­сеевич Сухомлинов и ктитор Григорий Мельниченко, бывшие строителями его. С 1817 г. приступлено было к построению каменного храма. Главный престол его в честь Благовещения освящен 18 октября 1821 г. преосвященным Павлом, а придельный посвящен древнему покровителю прихода Св. Пророку Илии. При построении сего храма сотник Гавриил Сухом­линов пожертвовал до 883 р. серебром. Андрей Голубкин, Фома Горнескулов, подпоручик Василий Карпенков дали каждый по 143 р. сере­бром. Казенные крестьяне церковный староста Наум Минко и Андрей Ольховский пожертвовали каждый по 286 р. серебром. Федор Руденко — 143 р. серебром. Прихожанином Андреем Голубкиным куплены: потир со всем к нему прибором в 1200 р. ассигнациями, гробница серебряная вызлащенная в 650 р. ассигнациями и на устройство нового иконостаса дано 2000 р. ассигнациями.
О начале валковского Георгиевского храма положительных сведений не имеется. Предание говорит, что первое основание храму и приходу положили казаки, пришедшие из Мошурова рога, что при Днепре, принесши с собою утварь церковную и ризницу, но, к сожалению, ни одна из тех вещей не сохранилась. Достоверность же предания подтверждается тем, что приход Георгиевской церкви и в настоящее время называют Мушуровым. Старожилы помнят только, что Георгиевская деревянная церковь находилась там, где ныне расположены лавки. Нынешний храм освящен в 1797 г.
Метрики Георгиевской церкви в архиве Духовного правления начинаются с 1725 г.; и в этом году поданы священником Илиею.
По преданию, древний Успенский храм валковский стоял над рекою Мжей и построен был позже других валковских церквей. По словам предания, валковские черкасы, заселив значи­тельное пространство на левом берегу р. Мжи, по любви казацкой к просторному житью посунулись — перешли на правый берег р. Мжи, потому эта новая часть города называется посуньками, и храм называется посуньковским. Однако ж образование посунок было еще прежде 1700 г. По переписи 1724 г. Успенская церковь города Валок показывается уже с 92 дворами прихожан, впрочем, со включением сельца Замостского кута, и прихожане в 1721 г. писали, что священник их служит храму Успения «многие годы», так что за старостию не может исправлять треб.
Каменный храм Успения Богоматери основан в 1810 г., а освящен по благословлению преосвященного Аполлоса в 1816 г. ноября 12 дня.
Главными попечителями при построении сего храма были приходские священники Гавриил Снесаревский, Феодор Мельницкий и церков­ный староста казенный крестьянин Даниил Корсун. В 1834 г. устроен новый иконостас ценою в 2500 р. ассигнациями старанием священника Феодора Мельницкого. В 1844 г. устроен в алтаре и во всем храме чугунный пол купцом Игнатом Дзюбаном ценою в 458 р. серебром.
Метрики Успенского храма в архиве Харьковского духовного правления начинаются с 1725 г., и в этом году представлены они священником Евстафием.
Обыватели Валок в старые времена много страдали от татар.
По Чугуевской переписке в первый раз встречаем нападение татар на Валки в 1661 г. Харьковский воевода писал тогда Чугуевскому: «Пришли де под Валки многие воинские люди Татарове с Черкасы и начали приступать под Валки, под наряд». А другой воевода писал: «Под Валками были бои и под Валки изменников и Татар не пу­стили и на тех боях изменников черкасов и Татар побили и языки поймали». Это дела Виговского.
Через 7 лет, во время бунта Брюховецкого, татары с казаками вновь осаждали Валки, и в чугуевских бумагах упоминается, что валковские черкасы тогда изменили присяге, но как это было, ни слова не сказано. Видно только, что «Можевский город был тогла сожжен».
В 1673 г. валковские черкасы храбро сражались с татарами и потерпели большой урон.
Можевский сотник писал тогда Чугуевскому вое­воде: «У нас были татаре Апр. 26 ч. (1673 г.), человека одного в полон взяли и стадо лошадей у нас под городом согнали и тот человек от тех Татар утек и прибежал 28 ч. Казаки пошли за ними в поход того ж числа. Пошли Татаров бити и доселе их нема».
В 1677 г. валковские черкасы испытали новую тревогу от татар4.
В 1681 г. под распоряжением наказного полковника Кондрата Мироненко валковцы стояли на Перекопской черте и потом чинили вал ее, испорченный беспокойной речкой — Лихим Иваном, между Перекопом и Коломаком, а в октябре по предписанию Белгородского воеводы починяли крепость свою — «чистили осыпавшийся ров, и делали тайник». Так писал в отписке своей приказный Артюхов к генералу Кологову.
Полковник Григорий Донец извещал Чугуевского воеводу:
«196 (1688) г. И юня 8 дня писал ко мне в Харьков из табору от Фомина (Тумаева) рога (он в 7 верстах от Валок) наказной полку моего полковник, Валковский сотник, Федор Мураховец, что Июня 6 татаре многолюдством на них зо всех сторон били и табору доставали, израну аж до полудня, и много казаков и коней ранили и двох человек на староже живьем узяли: една-кож за Божою помочью дали им и наши слушный отпор, много неприятелей и коней их убили до смерти и ранили и оттоль неприятели повернулись под Малороссийские городы к Полтаве, а было тех Татар с 5000 и больше».
Неизвестно, спаслись ли валковцы от татар в следующем 1689 г., но известно, что они были тогда в сильной тревоге, и татары были тогда под Водолагами6.
В 1704 г. валковцы потерпели крайнее разо­рение от огня. Полковник Федор Донец просил и получил разрешение вновь построить город, а «для предосторожности от набегов неприятельских», по его же просьбе, присланы были из Белгорода две медные пушки и порох. По универсалу полковника половина полка компанейщиков собрана была для построения крепости.
До нас дошло дело о грабежах, которые делали запорожцы в связи с крымцами с 1714 до 1721 гг. в уездах Валковском, Харьковском и Змиевском. И по делу видно, что больше всех приходилось тогда терпеть валковцам. В 1714 г. цена похищеного простиралась до 61 р. 26 денег. Почти на столько же похищено в 1715 г. Но потом чем дальше, тем нападения хищников делались отважнее, и грабежи принимали более обширный размер. В 1716 г. появлялась шайка Рудяги. В 1717 г. после того, как несколько валковцев ограблено было в разное время, хищники напали на Валки с тем, чтобы истреблять все, что попадется в руки. «Пришед ночною порою под городок новые Валки пешие Харцизи 30 человек и подкопавши городскую стену до тамош­него сотника, в дом его добивались Кием и убили свиней его 30 и гумно со всяким разным хлебом без остатку, а именно 300 копен, спалили. Да они Харцизи в росоховатом байраке 6 ульев со пчелами побили. А ватага у оних Харцизов был за байраком». Предводителем шайки был Марочко, рассылавший по нескольку человек в разные места. В апреле 1718 г. «перешедши через вал, изменник Топило отбил коней трое» и проч. Тогда же ограбили валковцев, ехавших из Змиева с ярмарки, на 30 р. и ехавшего из Харькова с ярмарки на 67 р. В мае у 10 валковцев обобрали лошадей, платье, ружья. «Грабил запорожский житель Топило... 5 Июля как подбегали конные Харцизи для отгону табунов, поймав Аврама коваля, взяли у него кобилу, ценою 8 руб. и его ограбили. Того ж числа на Острой-Могиле на карауле8 ограбил изменник Топило у Панаса Михайлова коня, цена 12 руб., у Лукьяна Мироненка коней двое взяли и самого ранили, жупани, ярмолуки познемали, седла и ружья отобрали, и их голых отпустили».
Самый большой грабеж, сопровождавшийся открытым сражением и убийствами, произведен был 16 мая 1719 г. Передаем известие о сем подлинными словами следственного розыска, производившегося мая 20 1719 г. «Сказал быв­ший сотник Ново-Валковский Яков Щербина: напали те изменники на караул Ново-Валковский. Пришли они от Вукових байраков просто на Тарановку и в конце Валок переправились. Напали они Запорожцы ночною порою на табун сего Мая. Было их Харцизов более 100 человек... Сказали обыватели нововалковские: было старшин четыре человека: сотник нововалковский Петр Стамбул, бывший сотник нововалковский Яков Щербина, Константин Куликовский, атаман Компанейский Роман Шаруненко. Константин Куликовский забит до смерти. Сотника нововалковскаго ранило спесом ниже пояса между клубами». Затем следует опись вещей, пограбленных у старшин. На вопрос: сколько наших было, кроме старшин? — «сказал бывший сотник нововалковский: было 54 человека. Побито до смерти 5 человек: гуляйпольских два, островерховских три человека. На том же бою драгун шесть убито. Ранено нововалковских четыре человека з тих два не будуть живи; остро-верховских четыре человека, з тих два не будуть живи; всех осемь раненных. Коней отбито все до едного, а были все те кони ценою в 10 руб. Оружье также все отбито до единаго по числу самих людей. Платье з них зо всих поотбирано до едного и всякаго нагаго пустили, як родився от матере, а платья на них было ценою в рубль, в два и в полтину».
На вопрос: «сколько числом всех коней было в табуне и чи всех забрали изменники и каждый конь якою ценою»? — ответ: число било в табуне по сказке тех ставников двести тридцать, кроме Куликовскаго 45 коней, а всех коней с Куликовскаго конми 275 ».
Следует подробная ведомость из какой слободы и у кого сколько лошадей и какой цены уведено.
По подробной ведомости, составленной из донесений с разных мест в полковой канцелярии, оказалось дело в следующем виде:
а)    Грабежи запорожцев, действовавших в ви-де подручников хана и султана, с 1718 до 1721 гг. обнимали слободы не только Харьковского, нои Изюмского полка. Сохранившееся до нас дело, упоминая о грабежах по Изюмскому полку, исчисляет собственно убытки Харьковского, как составленная старшиною последнего.
б)  В Харьковском полку произведено грабежей в 1718 г. на 1177 р. 12 денег, в 1719 г. — на 3084 р. 25 денег, в 1720 г. — на 268 р., а всего в три года — на 4535 р. По нынешней цене ве­щам это составит, по крайней мере, до 45 0 00 р. серебром.
в)  Вследствие сношений царя с Крымом ханприслал в вознаграждение 311 лошадей и 288 волов и коров, всего по оценке на 876 р. 29 денег.«Из вышеписанного, говорит ведомость, наличнаго числа коней и прочаго по равномерному разделу с Изюмским полком досталось в полк Харьковский, кроме награды денежнойКуликовскаго, лошадей 139, рогатаго скота 134» и еще кое-какие вещи из платья. Таким образом, казаки против того, что пограблено у них с 1718—1721 гг., не получили и четвертой доливознаграждения. О предшествовавших годах хан, кажется, не захотел и говорить.
В 1741 г. священник «города Валок Семен Михайлов» в просьбе к преосвященному писал: «В прошлом 737 г. в осеннее время в Ноябре м. был я в Изюмском полку в слоб. Геезке для свидания с родными. И в той слободе взят я нагайскими Татарами в полон, заведен в Крымский гор. Карасев (Карасу-базар), а из Карасева переведен в гор. Кафу и в Кафе про­дан Турчину, а от него продан на каторгу, про­зываемую Дервышеву и был на каторге 739 г. по Март; из каторги в Цареграде выкуплен жительствующим там казаком Неженскаго полка Димитрием за 270 р.; а ныне по учиненному между российскою империею с портою миру с прочими российскими пленниками привезен в Россию и отпущен на поруках для собрания денег помянутому казаку в уплату». Священник просил и получил грамоту для испрошения подаяний на выкуп его.
Надобно присовокупить еще, что сельцо Песочки, хут. Зомосский Кут и деревня Рубановка ныне входят в состав Валковского Благовещенского прихода. А прежде в этом имении Колле-гиумского монастыря была церковь Пр. Прокопия, и при ней было прихожан: в 1730 г. — 496 муж., 452 жен., в 1750 г. — 515 муж., 485 жен.; в 1770 г. — 540 муж., 520 жен., в 1790 г. — 565 муж., 560 жен. По переписи 1724 г. , в маетности п. есаула Рубана — в сельце Песках и в сельце Зомосском Куте — показано 101 двор и заме­чено: «На той маетности церковь не построена, а владеет приходом поп Максим». Следователь­но, храм Пр. Прокопия построен в Песочках Покровским монастырем.
К особенностям Валок и его жителей относится то, что весь город в садах фруктовых, что весной и летом дает городу живописный вид. Де­ревья — яблонь, груша, слива, бергамот снабжают жителей большим избытком плодов; по­тому и герб города представляет три сливы на голубом поле.

В городе шесть ярмарок: 2 февраля, 25 мар­та, 9 мая, 6 августа, 14 сентября и 6 декабря — остаток старинных времен, который не обогащает жителей по незначительности торга; на всех 6 ярмарках оборотного капитала бывает не выше 37 000 руб. серебром. Торги еженедельные так­же незначительны.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz