БОЛЬШИЕ ПРОХОДЫ

В 30 верстах от Харькова, поселение детей боярских, служивших в Белгороде.
«В прошлом 168 (1660) г. по твоему Государеву указу испомещены деды и отцы наши в Белогородском уезде в Коренском стану в Проходах», — так писали поселенцы Больших Проходов в 1721 г. По делу 1737 г. видим, что
а)  в этом году с. Большие Проходы состояло еще в Белогородском уезде, в Коренском стану,
б)  в 1737 г. при храме Богоявления Господня Больших Проходов было уже два священника. Таким образом, нет сомнения, что первый храм Богоявления в Проходном построен около1661 г. Нынешняя Богоявленская церковь построена в 1798 г. тщанием прихожан и священника Иоанна Ильинского.
Число прихожан в 1730 г. — 290 муж., 260жен., в 1750 г. — 519 муж., 503 жен., в 1770 г. —608 муж., 614 жен., в 1790 г. — 675 муж., 700
жен., в 1810 г. — 787 муж., 789 жен., в 1830 г. —835 муж., 852 жен., в 1850 г. — 765 муж., 779 жен.
По делу 1700 г. дер. Проходцов боярский сын Гаврила Абонов, тогда прихожанин Богоявленской церкви «назад тому 20 лет», следо­вательно, в 1680 г. «с женою и детьми взят в полон». В 1823 и 1827 гг. прихожане испытали бедствия от двух пожаров. В первый раз сгорело 70, а во второй 80 дворов, из числа 200 дворов казенных крестьян; это не осталось без плода, особенно в отношении к страдавшим страстию пьянства. Ст холеры умерло: в 1830 г.  из числа 1627 — 7 чел., в 1831 г. из числа 1640 умерло 26; в 1847 г. из 1658 умерло 3, в 1848 г. из 1620 умерло 69 человек.
После неурожая 1848 г. цинга 1849 г. действовала в приходе сильно, иных обезобразила, других совсем лишила членов, но умерших от нее было только 9 человек.
В сем приходе в 1785 г. до 150 душ однодворцев было заражено учением пагубного духоборства: нескольких из них Феоктист архиепископ белоградский с харьковским протоиереем Андреем Прокоповичем убедил возвратиться к православию. Старших, оставшихся глухими к увещаниям, гражданский суд подверг наказанию, и до 70 человек переселены были в Таврию. В 1821 г. поступивший в сей приход священник Михаил Ильинский увидел, что злая секта еще живет в приходе: объявившие себя православными не показывают на деле любви к православию, редко ходят в храм, не поминают или редко поминают усопших. В трепете пред мыслью, что должен дать ответ Господу Иисусу и за одну заблудшую овцу вверенного ему стада, священник положил сделать возможное при содействии благодати. Обратив внимание как на общественную, так и на семейную жизнь больных душею людей, старался он дознать усиленно скрываемые тайные мысли общества. Наконец дознал, что только страх прежнего наказания заставляет скрывать вредные убеждения секты, но сектанты верят, что душа по смерти тела нейдет к Господу на суд, не существует без тела, а переходит в другого рождающегося человека; что человеку дозволена свобода, какую ему внушают чувства и страсти. Много надобно было употребить старания и трудов, чтобы возвратить этих мнимых христиан к истинному христианству, пробудить в душах их страх к суду Создателя души, грозному к неверам и лицемерам, к слугам страстей, полагающим свободу в служении нечистотам ис­порченной души. Господь явил свою милость: прежние лицемеры стали наконец искренно исполнять устав церкви христианской и истинно раскаялись в своих заблуждениях.
Кроме духоборцев в приходе были и раскольники: еще свят. Иоасаф Белгородский боролся с раскольниками Проходов. Подвиги священников, как показывают последствия, не оставались без плода. В 1826 г. оставалось здесь до 10 последователей раскола. Из числа их однодворец Тихон Гончаров отправлял в соседних селениях в воскресенье и праздничные дни по ночам молитвословия с раскольничьими обрядами. После долгих бесед с этим кривотолком священник довел его до того, что он в 1841 г. возвратился к православию со всей своей родней. И после того приход остается свободным от плевел раскола.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz