ОЛЬШАНАЯ

Поныне еще видны остатки находившейся здесь крепости. Вышина вала, окружавшего цитадель, ныне простирается до 3 саж. Цитадель занимала возвышенное место в Ольшаной, длина ее от востока к западу 180 саж. Четыре выхода из нее защищались столькими же башнями с пушками или по-тогдашнему мищирями; по валу расставлены были кошели из лозы, насыпанные землей, из-за которых стреляли в неприятеля, а кроме того, по валу разбросаны были железные рогатки. Восточная сторона особенно была укреплена, здесь и доселе остались две высокие насыпи, на которых стояли башни. На площади бывшей крепости стоит ныне Покровский храм, а некоторая часть ее застроена домами. Население Ольшаной началось не поз­же 1650 г., и в начале XVIII ст. было так велико, что в 1724 г. видим в Ольшаной 6 храмов: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Воскресенский, Архангельский, Трехсвятительский и Николаевский. Здесь был свой сотник и всегда из фамилии Ковалевских, кото­рым предание приписывает и население Ольшаной. Так как все названия местностей Ольшаной те же, что встречаются в Ольшанке Богуславской нынешней Киевской губернии, то более чем вероятно, что первыми поселенцами Ольшаной, образовавшими городок Ольшаной, были вы­ходцы из Богуславской Ольшанки.
Главным храмом городка Ольшаного был храм Рождества Пресвятой Богородицы, называвшийся соборным и только в 1815 г. переименованный в храм Покрова Богороди­цы. Существовавший невдали от Рождественского храма храм Покровский закрыт был в 1792 г., святыня же его перенесена в Рождественский храм, и прихожане причислены к тому же храму.
Первый соборный храм в Ольшанской кре­пости основан, без сомнения, в одно время с крепостью. В 1744 г. гг. Ковалевские писали, что священник их «Кондратий Захарьев Беевский посвящен к их соборной церкви Митрополитом Аврамием и служил при оной церкви уже лет с 50». Следовательно, соборный храм, которому служил Беевский, в 1686 г. уже существовал. По указу 1736 г. известно, что в 1725 г. храм Рождества Богородицы сгорел, священник Кондратий Захарьевич и гг. Ковалевские: Харьковского полка есаул Иван, сотники: Ольшанский Федор, золочевский Павел и пересечанский Никита получили тогда же по просьбе своей благословение архипастырское построить новый храм, и храм, по-прежнему деревянный, со всей утварью, освящен в 1736 г.
Ныне существующий каменный храм освящен в честь Рождества Богородицы в 1797 г. Строите­лем его был Иван Яковлевич Ковалевский. Храм сей переименован в Покровский в 1815 г.
В сем храме имеется напрестольный крест с частью животворящего древа креста Господня, принесенного из Иерусалима благочестивым странником, прихожанином сей церкви Иоанном Крупой, который во второй раз возвратился из Иерусалима в 1836 году.
Стоят внимания: а) плащаница, купленная женой строителя колокольни Трофима Деменка, Агафьею Евстратьевою; она заплачена в 1797 г. 1030 р . ассигнациями; б) книги: Евангелие м. [п.] 1677 г., страстное Евангелие м. [п.] 1745 г.
Об Архангельском храме на месте не знают даже и того, где находился он. Так давно скрылись следы его. По всей вероятности, он был придельным соборного храма и сгорел в 1725 г., а нового уже не строили тогда, как строили соборный в 1736 г. После 1735 г. в Ольшаной уже не видно Архангельского прихода.
Воскресенский деревянный храм, предшествовавший каменному, построен в 1722 г. Но едва ли это был первый храм. Строители каменного храма и такой же колокольни с оградой, освя­щенного в 1797 г., были майор Максим Иванович Ковалевский и протоиерей Иоанн Седаковский.

Архипастырской грамотой 16 мая 1745 г. пре­подано благословение строить в городке Ольшаном новый храм во имя трех Святителей. И здесь же сказано, что прежний Трехсвяти-тельский храм сгорел в 1743 г., причем, однако ж, иконостас и утварь его были спасены. В пере­писи 1724 г. Трехсвятительский храм показан приходским, и к нему причислен 101 двор; при­ходским оказывается он и в последующие годы. Но когда указом 1774 г. запрещено было погребать умерших при храмах приходских, Трехсвятительский храм избран был в кладбищный для всех ольшанцев. Впрочем, это назначение продолжалось недолго.
В 1812 г. построен на место деревянного каменный приходский храм, о построении которого заботился приходский священник Иоанн Крамарев. Тем же священником пожертвован серебряный потир с прибором в 2 фунта.
По делу 1741 г. видно, что древний Николаевский храм был с приделом положения ризы Богородичной и что при нем были два священника: Даниил Иванов Склобинский и Григорий Алексеев, а после них сыновья Даниила: Григорий с 1741 г. и Антоний с 1740 г. По преданию, священник Склобинский привел с собой из-за Днепра прихожан.
По бумагам не видно, чтобы Сльшаная мно­го терпела от татар. Раз видим в Чугуевской
переписке, что массы татар прошли мимо Оль­шаной Муравским шляхом. Это было в 1680 г. Недальнее расстояние этой дороги кровей от Ольшаной, конечно, часто тревожило ольшанцев при известиях о приближении татар к России. В Чугуевской переписке находим известие, что в 1681 г. ольшанские черкасы были в волнении, и некоторые из них даже удалились за Днепр. Ольшанский приказный Ададуров, донося об этом генералу Косогову, не показывает причины, от чего ольшанцы так встревожились.
Но по царской грамоте, которую мы предло­жим ниже, видно, что причиной беспокойства были: а) несправедливости со стороны мест­ного русского начальства, б) обольстительные внушения со стороны заднепровского гетмана, поставленного Польшей. По соображению об­стоятельств тогдашней Слободской Украйны можем положить, что тяжелые работы по по­строению Перекопского вала и крепостей Донецких при беспокойствах от татар также тревожили черкасов.
Царская грамота от 25 апреля 1682 г., не вполне сохранившаяся для нас, говорит:
«Жили бы в городех и слободах на прежних своих по­селениях не опасаясь ничего, и будучи в тех местах в нынешнее мирное время, строились и всякими заводы заводились и полнились без всякия боязни и ожидали себе нашего Государскаго милостиваго призрения, а ни на какия прелесныя письма и посылки ныне и впредь не склонялись и в заднепрския разоренныя места из нынешних своих поселений не ходили.— А которые казаки, бездомовные люди, живут у старых домовних казаков в захребетники для работы: и они бы полковник и приказные люди тем казакам по томуж заказ учинили креп­кой и приказывали с великим подтверждением, чтоб они у тех домовных козаков жили по прежнему; а они бы домовные казаки тех сво­их захребетников и наймитов в заднепровския места отнюдь не пускали.— Будеже которые из них покинуть домы свои и, из тех городов пойдут в заднепрския места, или захребетни­ков своих в те места отпустят и в дороге, где будут пойманы, из них на то дело пущим за­водчикам быть в жестоком наказании, а пожитки их и всякие заводы взяты у них будут безповоротно и проданы в раздачу нашим Государевым ратным людям тем, которые их изымают.— И ониб о том нам В. Г. указ ведали и в домех своих на прежних своих поселениях жили по прежнему, а таковаго разоренья самим себе не чинили. А будет, из которых новопостроенных городов и слобод таких беглецов пойдут которыми местами тайно и до малороссийских городов, и изымать их будет вскоре не мочно: и тыб о том писал к боярину нашему ко кн. Петру Хованскому наскоро, именно на который места бежали такие беглецы, а Харьков. полка по новопостроенной черте во всех местах и заставам для пойма тех беглецов и которые обявятся в пойме, об отсылке к полковнику Гри­горию Донцу за то для наказания, по прежнему нашему В. Г. указу, каков к тебе послан Июня 28 числа прошлаго 189 (1681) г. Да Харьковскаго полку в городы к приказным людем писал бы с великим подкреплением и с большим страхом жестокаго наказанья, чтобы они тех городов Черкасам и мещанам никаких обид и налог и убытков не чинили отнюдь никоторыми делы, чтоб от того Черкасы и поселяны в заднепрския места не ходили. А буде они воеводы и приказные люди Черкасом учинять какия обиды и тесноту и от того из которых городов Черкасы найдут в заднепровския места за их воевод и приказных людей оплошностию и небреженьем,— и от нас Вел. Государя за то тем приказным людям быть в смертной казни и женам и детям в вечном разореньи безо всякия пощады.— А что у тебя по сему нашему вел. Государя указу ныне и впредь учинится, и том о всем к нам В. Г. писал бы с нарочными посыльщики наскоро, а отписки велел бы подать в Розряд боярину нашему и воеводе кн. Михаилу Юрьевичу Долгорукому с товари­щи, а однолично б тебе о том о всем учинить с большим оберегательством, чтоб Харьковска-го полку прежних жителей из за Днепра приходов от такия прелесныя шатосины укрепить и из стражных их поселений в Заднепровския места не пропустить, а к полковнику Григорию Донцу указ о том послан. Писан на Москве
л. 7190 (1682) Апреля в 26 день»
.

Официальное дело о грабежах запорожцев говорит, что в мае 1715 г. «городка Ольшанаго у полковаго Харьковскаго полку обознаго Василия Ковалевскаго в хуторе его воры запорожцы, увели 24 лошади, из которых каждая, оценена была в 29 р. У Василия Резника угнали лошадь в 15 р. Сльшанскаго жителя жену Катерину, в пасеце ее мучили и пекли огнем».
Мы уже видели, что Ольшаный городок не раз страдал от пожара. В 1823 г. истреблено огнем более ста лучших дворов, в 1848 г. новый пожар обратил в пепел до 60 дворов, и многие из хозяев стали бедняками. Холера в Сльшаном открывалась в следующем виде: в 1830 и 1848 гг. в Покровском приходе умер­ло от нее до 100 человек; в Воскресенском — до 62 человек; в Трехсвятительском — 75, в Николаевском — 13.

<<предыдущая||содержание||следующая>>


| На главную страницу | Страницы истории | Гостевая книга |

DaliZovut@yandex.ru

Hosted by uCoz